Чучхе
О мероприятии
Совместная книга тандема Гаррос-Евдокимов на все лады «воспевает» современную российскую действительность.
Последний сборник тандема Гаррос Евдокимов содержит один киносценарий (давший название книге), одну повесть-ужастик «Новая жизнь» и сольный опус Евдокимова «Люфт». Как обычно у этих авторов, книжка на все лады «воспевает» современную российскую действительность. И на фоне их удушающего оптимизма Уэльбек кажется вяло философствующим параноиком.
Первые две вещи могут стать хорошей основой для кинофильмов. Ловкий сюжет, лаконичный, энергичный язык. «Чучхе» вариация на тему «десяти негритят» на свежей политической закваске; выворот наизнанку шестидесятнической мечты о том, что при помощи задушевных разговоров, физмат-олимпиад и научной фантастики можно вырастить совершенного строителя коммунизма. Бывшие ученики элитной школы, находившейся под патронатом некоего олигарха и расформированной после предъявления ему обвинений, обнаруживают, что безликая сила истребляет их по одному. Кто виноват и что делать непонятно до самого конца; изящно закольцованный финал оставляет дверь приоткрытой. Все персонажи в разной степени мерзавцы (что, разумеется, обусловлено гнусностью правящего режима), но авторы сокрушаются на этот счет как-то походя. Видимо, в силу жанровой специфики ведь если единственный похожий на человека герой начнет рефлексировать (вместо того чтобы в нужный момент треснуть ледорубом), сюжет не сдвинется и не подбросит читателя-зрителя на очередном повороте.
«Новая жизнь» отличается немногим просто вместо пламени политики тут легкая мистическая дымка. Главный персонаж то ли птица-феникс, то ли кошка о девяти жизнях, то ли (и это, кажется, самое верное) «эмулятор» из «Чучхе» (в первой вещи сборника так называл себя и собратьев один из «негритят»). Человек с повадками хамелеона, терминатор из жидкого металла, ради достижения целей меняющий профессии, наклонности и принципы поведения, а в морали не нуждающийся вовсе. Прагматик-приспособленец, антигерой нашего времени, сквозной персонаж обеих книг. Если авторы хотели доказать теорему о том, что поведение и облик современного человека определяют лишь обстоятельства, то к финалу «Новой жизни» они в этом преуспевают.
На таком фоне повесть Евдокимова «Люфт» колет глаза каким-то растрепанным идеализмом; сразу становится ясно, кто в писательском дуэте отвечал за мизантропию. С точки зрения мастерства «Люфт» откровенно проигрывает совместным вещам. Язык неряшлив, голос то и дело срывается; история болезни главного героя, обвиняющего во всех бедах (своих и всей страны) главного кремлевского идеолога «Вадима Сыркова», шита белыми нитками.
Не очень понятно, что будет делать, переехав в Москву, «крепкий профессионал» и отличный выдумщик Александр Гаррос без своего напарника разъяренного нескладехи Евдокимова. Впрочем, тут стоит вспомнить, что смысл северокорейского учения «чучхе» в опоре исключительно на собственные силы.