Неполная и окончательная история классической музыки

О книге

История классической музыки со времен шумерских лир до сверхсовременности - эмбиента и классических ораторий Маккартни.

Британский человек-оркестр — киноактер, писатель, радиоведущий — вознамерился рассказать историю классической музыки от времен шумерских лир и «ровного пения» папы Григория до сверхсовременности — саундтрека к «Титанику», эмбиента и классических ораторий Маккартни. Широта охвата поражает, равно как и эрудиция автора (на страницах книги появляются не только Глинка и Пушкин, но и Иван Барков), а его любовь к предмету несомненна.

Правда, выражается порой она довольно странно. «А кстати, известно ли вам, как понять, что перед вами лира? Нет? Ладно, в таком случае займите мне десятку, завтра отдам. Шуточка, в общем-то, никакая, однако в ней хотя бы на йоту меньше занудства, чем в объяснениях, что арфа-де выглядит примерно так„, — пишет он с самого начала и честно старается изо всех сил избегать занудства и дальше. Гектора Берлиоза он называет “скандальнейшим диджеем 1830-х„, а чтобы дать ясное представление о музыке Вагнера приводит слова Вуди Аллена: “Я не могу подолгу слушать Вагнера. Меня почти сразу одолевает желание вторгнуться в Польшу».

Эту книгу едва ли можно использовать в качестве учебного пособия в начальных классах музыкальной школы. Зато она придется по нраву любителям сочного фраевского балагурства. А также — рьяным сторонникам идеи о том, что музыка бывает плохой и хорошей, а все жанровые перегородки — от человеческой глупости. А совсем не от Аполлона.