Москва
Москва
Петербург

Подарок от Гумбольдта

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Роман нобелевского лауреата Сола Беллоу о гении и приспособленце.

Роман "Подарок от Гумбольдта" был написан в 1975 году и получил Пулицеровскую премию. На следующий год Беллоу стал нобелиатом. Шведские академики обычно не указывают, какое именно произведение играет решающую роль в их выборе, но в данном случае последовательность событий говорит сама за себя.

В центре повествования - судьбы двух американских интеллектуалов: успешного писателя и драматурга Чарльза Ситрина и поэта Гумбольдта Флейшера. И, рассказывая о них, Беллоу сумел органично объединить частную, фактически автобиографическую историю (прототипом Гумбольдта был друг Беллоу, признанный поэт, склочник и безумец Делмор Шварц) и вечные вопросы о соотношении добра и зла, дружбы и предательства, таланта и гения.

Чикаго, 30-е годы. Никому не известный начинающий критик Чарли заявляется в дом к своему кумиру, знаменитому поэту Гумбольдту Флейшеру и неожиданно получает его расположение и протекцию. В течение двадцати лет они не могут прожить и дня друг без друга и за это время постепенно меняются ролями: пьесы Чарли обретают бешеный успех на Бродвее, а Гумбольдта ждут забвение, склоки, алкоголизм и психиатрическая клиника. За несколько дней до смерти позабытого поэта Чарльз встречает его на улице Нью-Йорка - безумного, одетого в лохмотья старика, жующего соленый кренделек и говорящего с самим собой, - и в ужасе прячется от него за припаркованной машиной.

Сразу после смерти Гумбольдта на Чарльза одна за одной обрушиваются неприятности: затяжной и разорительный развод, творческий кризис и даже конфликт с чикагской мафией. Но успешный литератор воспринимает черную полосу чуть ли не как должное. Как ни странно, он испытывает колоссальное чувство вины перед своим гениальным и несчастным другом - за то, что не растерял талант, не спился, не сошел с ума. Хотя Чарльз и отдает себе отчет, что Гумбольдт не столько страдал, сколько сознательно разыгрывал трагедию непонятого художника.

Чарльз Ситрин, от лица которого идет повествование, - типичный "крепкий профессионал", не наступающий на горло собственной песне только потому, что искренне не понимает - как это можно петь задаром. Он вышел у Беллоу до безобразия симпатичным. Это не удивительно, если учесть, что автор писал его с себя. Но неожиданный финал позволяет читателю взглянуть на параноика Гумбольдта и приспособленца Чарльза другими глазами: именно концовка заставляет думать, что название романа - "Humboldt's Gift" - нужно переводить не как "подарок", а как "дар" или даже "талант". Читателю может потребоваться терпение, чтобы следить за ходом разноречивых мыслей героя-интеллектуала. Но только так можно понять то, что мучило Сола Беллоу на протяжении всей его долгой творческой жизни - как совместить нежелание идти на компромиссы и потребность в признании, мишуру светской жизни и необходимое для работы одиночество. Свобода и несвобода - единственная в литературе тема, не подвластная ходу времени.

6 сентября 2006,
Подарок от Гумбольдта
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация