Р. Щедрин - "Боярыня Морозова"

О событии

В Москве пройдет мировая премьера хоровой оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова".

На авторском экземпляре партитуры «Морозовой», заботливо скопированном во множестве экземпляров фирмой Schott для первых исполнителей, стоит дата — июнь 2006 года. Новое произведение Щедрина, обозначенное им как «русская хоровая опера„, доходит до нас с пылу с жару. Первоначально мировая премьера планировалась где-то в Германии в 2007 году, но сам автор справедливо рассудил, что впервые опера должна прозвучать все-таки в Москве, где ее ждут со жгучим интересом и где, собственно, более трех веков назад и происходили реальные события, описанные в либретто. Каждый понедельник и вторник Рахманиновский зал консерватории по утрам наполняется стенаниями народа, то проклинающего, то благословляющего боярыню Морозову, — студенты из Камерного хора Бориса Тевлина, которому Щедрин доверил “право первой ночи„ на свое произведение, заучивают наизусть непростые строфы. Добиваясь от своих подопечных идеальной слаженности, Тевлин покрикивает на них и заметно нервничает. В Мюнхене точно так же нервничает и Родион Щедрин — для него это не просто обкатка очередного опуса, а произведение, которое он вынашивал более двадцати лет.

Как говорит автор, тема сама шла к нему в руки — насколько уважили столичную раскольницу художники, настолько же равнодушно прошли мимо композиторы. Есть, конечно, опера Мусоргского „Хованщина“ — но там в центре событий сам бунт. Однако у Щедрина на первый план выдвигается именно героиня — „железная леди“ XVII столетия, не побоявшаяся отдать за свою веру огромное состояние, почести и даже родного сына. Сюжет Щедрин решил пересказать словами летописцев — основу либретто составляют тексты XVII века из “Жития протопопа Аввакума„ и “Жития боярыни Морозовой». Тем не менее никакой музейностью «Боярыня» отдавать не будет — в опере нет оркестра (основу составляют хор и четыре солиста), зато есть и труба, и мощный набор ударных инструментов, от литавр до церковных колоколов. Трубач Кирилл Солдатов уже ходил на репетиции к Тевлину — когда на фоне воющего хора вдруг раздавался голос его инструмента, то даже привыкших к музыке Щедрина хористов пробрала дрожь. Трудно даже представить, что будет, когда к хору присоединятся армия ударных и солисты — статная Лариса Костюк в заглавной роли, представительный бас Михаил Давыдов в роли царя Алексея Михайловича, австралиец Эндрю Гудвин, поющий Аввакума, и чудесное питерское сопрано Вероника Джиоева, поющая княгиню Урусову, сестру главной героини. Быть может, «Боярыня Морозова» заставит скептиков разувериться в уже не раз провозглашенной смерти оперного жанра.

Р. Щедрин. Русская хоровая опера «Боярыня Морозова» (мировая премьера) В. Джиоева (сопрано), Л. Костюк (меццо-сопрано), Э. Гудвин (тенор; Австралия), М. Давыдов (бас-баритон). Камерный хор Московской консерватории. Дирижер Борис Тевлин.

Спецпроект

Загружается, подождите ...