Зеленая книга
8.4/10
8/10
5.0/5

Зеленая книга (2018 год)

Green Book   16+

Страна
Китай, США
Режиссер/Постановщик
Питер Фаррелли
Длительность
130 мин.
Премьера в мире
11 сентября 2018 г.
Премьера в России
24 января 2019 г.
Бюджет
$23 000 000
Сборы, в мире
$235 969 002
Сборы, в России
₽565 136 333

О фильме

Разворачивается действие фильма в 1962 году, основанное на реальных событиях. Главный герой, Тони "Болтун" Валлелонга, итальяно-американец, получает работу в качестве шофера для известного афроамериканского джазового пианиста Дона Ширли. Вместе они отправляются в тур по югу США, используя "Зеленую книгу" - путеводитель по безопасным местам для афроамериканцев. По мере продвижения по дороге, Тони и Дон открывают для себя новый мир и сталкиваются с неожиданными ситуациями, которые навсегда меняют их жизни.

Актеры

Рецензия на фильм

«Зеленая книга». Holy Bible


Тони «Болтун» Валлелонга — человек незамысловатый: работает вышибалой, объедается гамбургерами на спор и выбрасывает в мусорное ведро стаканы, из которых пили черные работяги. Однажды он остается без работы и получает предложение от Дока Ширли — великого чернокожего музыканта. Тому нужен водитель для концертного тура по американскому Югу, а на дворе 1962 год. Так что едут они по «Зеленой книге» — атласу для черных, в котором подробно рассказывалось, где можно спать, есть и ходить в туалет, чтобы не попасть в крупные неприятности.

В истории кино много таких случаев, которые иначе как чудом не назовешь. Вот и фильм Питера Фарелли из таких: кто ждал нежнейшего рождественского роад-муви от человека, который снял «Тупой и еще тупее»? И тем не менее, вот она, «Зеленая книга», претендующая в этом году на «Оскар». Самого режиссера, правда, в номинациях нет — и это обидно: уж очень красиво бы вышло. Почти как сама «Зеленая книга», о которой трудно говорить, поскольку кино это простое, как кусок хлеба. Никаких творческих изысков — только машина, «закатные города» глубокого Юга и элементарная человеческая способность к сочувствию, которая, в общем-то, тоже вполне себе чудо.

Судя по интервью, Фарелли был покорен именно тем, что оно совершилось в реальности: двое совершенно разных мужиков поехали буквально в ад и по дороге подружились. Ад — это далеко не преувеличение: расовая сегрегация показана в «Зеленой книге» во всем ее абсурдном и унизительном безумии. При этом Фарелли умудряется так чередовать смешное с ужасным, что его фильм оказывается начисто лишен надрыва, а потому эмпатия расцветает в душе зрителя тихо и естественно. Еще один парадокс — отсутствие развития характеров, которое не идет картине во вред: Тони с его бытовым расизмом никак не меняется, более того, он очень по-белому провоцирует страшную проблему Ширли «я недостаточно черный». Но тут Фарелли включает истинно голливудское прекраснодушие и решает все сложности нарастающей симпатией, дружбой и человеческим отношением героев друг к другу. В конце концов, это работало еще в сороковые.

Сработало и сейчас — прежде всего благодаря дуэту Вигго Мортенсена и Махершаллы Али. Для первого это, возможно, и не лучшая роль в жизни, но он полностью убедителен в образе шумного и хитрого парня, у которого достаточно сердца, чтобы не быть сволочью. Второй идеально сочетает комическое и трагическое, играя по сути черного Христа, который носит в себе экзистенциальный кошмар, живет не в лучшем из миров и пытается, жертвуя собственной безопасностью и достоинством, сделать его более приемлемым для тех, кто придет после. Фактически Тони Болтун, начавший как один из толпы, заканчивает тем, что, почти не изменившись, помогает Доку Ширли нести его крест — в канун Рождества, посреди безжалостного и слепого пространства южных штатов. И это тоже покупает, потому что перед нами уже не приключение, написанное Фарелли, Карри и потомком «Болтуна» Валлелонги, а намного более древняя история, эффект от которой длится две тысячи лет и вроде бы еще не закончился.

Другой вопрос, сколько истины в «Хорошей книге», которой зачастую оправдывают «Зеленую». Как на него ответить — личный выбор каждого, как и доброта, любовь, сочувствие. Об этом Фарелли и снял свое кино, которое может получить «Оскар»  или не получить — это совершенно неважно. Чудо-то уже произошло.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Постеры

Похожие фильмы

Фильм в коллекциях