К 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Алексей Гориболь (фортепиано)

О событии

В дни празднования 100-летия Шостаковича музыкант Алексей Гориболь представляет не самые известные опусы юбиляра.

Имя столетнего именинника Шостаковича в Москве сейчас на каждой афише, и никуда от этого не деться. В начале недели старт юбилейному фестивалю дает Мстислав Ростропович в консерватории; Большой театр в этот же день отвечает «Леди Макбет Мценского уезда„. Затем подключится Владимир Спиваков с армией Национального филармонического оркестра России, а параллельно нежными звуками оперетты „Москва, Черемушки“ подманит публику только что открывший сезон Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. После Мадонны Шостакович — главный музыкальный ньюсмейкер страны. Однако программа чествования состоит не только из наспех составленных фестивальных программ, где бетонными громадами сдвинуты его величественные симфонии. Не симфониями едиными жив Шостакович — об этом напомнит уже много лет стоящий в оппозиции официальному искусству пианист Алексей Гориболь. Этот музыкант, помимо прочего, умеет безупречно делать две вещи: собирать хороших московских музыкантов в отличные ансамбли и создавать вместе с ними тонкие и осмысленные программы-посвящения. Чего стоит появившийся несколько лет назад проект, посвященный Микаэлу Таривердиеву, — хрестоматийного и знакомого всей стране по своим работам в кино композитора Гориболю удалось представить в совершенно новом свете. Теперь он взялся за фигуру повнушительнее.

У нынешнего трехзначного юбиляра много опусов, хорошо известных и профессионалам, и любителям, — но еще больше тех, мимо которых первые проходят с равнодушием, а вторые едва ли замечают. Не все знают, что Шостакович писал невероятной красоты и силы камерную вокальную музыку — например, сонеты на стихи Микеланджело или песенный цикл „Сатиры“ на желчные стихи Саши Черного, сочиненный когда-то для Галины Вишневской. Эти сочинения упоминаются во всех биографиях, как “значительные этапы в творчестве мастера„, но звучат со сцены вовсе не часто. Совсем неизвестны Концертино для двух фортепиано и “Песни фронтовых бригад», которые принято считать «социальным заказом», выполнявшимся композитором для не слишком ласковой к нему советской родины. Чуть более благосклонно оказалось время к музыке из фильма «Овод», а вот всемирная слава досталась только одному произведению — гениальному от первой до последней ноты Фортепианному трио №2, памяти Иннокентия Соллертинского. Все эти вещи станут частью нынешней программы Алексея Гориболя, в исполнении которой примут участие отличные вокалисты Петр Мигунов и Юлия Корпачева, а также скрипач Александр Тростянский и виолончелист Борис Андрианов. И если даже от среднего исполнения трио по коже гуляет мороз, то в интерпретации мощной троицы Тростянский — Андрианов — Гориболь это сочинение может ошарашить как в первый раз. Ведь если и есть в широкомасштабных юбилеях гениев какой-то человеческий смысл, то он в том, чтобы услышать знакомую музыку по-новому.