Пассажир - Фото №0
Пассажир - Фото №1
Пассажир - Фото №2
Пассажир - Фото №3
Пассажир - Фото №4
Пассажир - Фото №5

«Пассажир». Долларовый солдат

Наступление весны определяется не погодой за окном, а премьерой нового фильма с Лайемом Нисоном. Всеобщий любимец и на седьмом десятке не сдает позиций — спасает всех, кому повезло (или не повезло) оказаться с ним рядом. Time Out посмотрели новый фильм с участием Лайема и теперь больше обращают внимание на попутчиков в общественном транспорте.

Майклу Макколи (Нисон) шестьдесят, он продает страховки, копит сыну на университет и тянет на себе сразу две ипотеки — в общем, живет жизнью работяги из мидл-класса. В один не слишком прекрасный для Майкла день ему сообщают об увольнении — и он, в не слишком хорошем настроении, садится в свою обычную вечернюю электричку. Почти всех попутчиков он давно знает в лицо — но тут напротив садится новенькая, элегантная красотка в слишком дорогих для этого поезда туфлях. Красотка (Вера Фармига) с ходу заявляет, что у нее к Майклу «чисто гипотетический» вопрос: смог бы он найти в поезде «лишнего» пассажира с большой сумкой, взяв за это сто тысяч долларов наличными? Сто тысяч оказываются далеко не шуткой, и положив в карман аванс, Майкл оказывается в безвыходном положении: если он действительно не найдет незнакомца в поезде, подручные красотки начнут убивать не только свидетелей, но и его близких.

«Пассажир» — свежий экшн испанца Жаума Кольет-Сера, который сделал Лайема Нисона своей музой — как Мартин Скорсезе Роберта Де Ниро. Это уже их четвертый совместный фильм, после «Ночного беглеца», «Воздушного маршала» и «Неизвестного». И, как почти все предыдущие фильмы, «Пассажир» строится по хорошо отработанной схеме: хороший парень «с навыками» (в прошлом у Майкла — работа в спецслужбе, а офицеры, как известно, бывшими не бывают), попадает в сложные для него обстоятельства. Причем в данном случае обстоятельства — чисто финансовые: Нисон играет больше жертву экономического кризиса, чем супергероя. Когда он судорожно ищет человека с сумкой, его взгляд останавливается в первую очередь на напыщенном банкире. Все в конечном итоге упирается в деньги: буквально каждый, к кому Майкл обращается за помощью, интересуется, взял он аванс от опасной девицы или нет? Ну, а как вы сами думаете — если увольняют в наши нелегкие времена без выходного пособия!

Но «Пассажир» — это еще и детектив, отсылающий к классическим сюжетам Агаты Кристи («Десять негритят», «Убийство в Восточном экспрессе»), и нуарам Хичкока (прежде всего, конечно, к «Незнакомцам в поезде», а еще к «Окну во двор» и к «Северу через северо-запад»). Вера Фармига — идеальная хичкоковская femme fatale, а сумка, которую нужно найти и в которой неизвестно что лежит — это классический хичкоковский макгаффин. Кольет-Сера, конечно, не старина Хич, но ему вполне удается создать атмосферу клаустрофобии — сначала в отдельно взятом поезде, потом в одном-единственном вагоне. Ну, а то, что «Пассажир» движется по накатанным рельсам сезонного блокбастера — это, наверное, даже хорошо: как вся экономика держится на мидл-классе, так и Голливуд — на таком вот крепком жанровом кино категории «B».