Москва
Москва
Петербург

Три истории

Большой театр провел сбор труппы и принял на работу новых танцовщиков.

Не каждый сезон бывает так богат приобретениями - в труппу приходят три новых солиста. Главный театр страны утащил танцовщиков из Петербурга, Берлина и Минска - по-видимому, решив равняться на American Ballet Theatre, что привычно пополняет труппу именно за счет покупок на стороне. У новичков - разные биографии и разные амплуа, и заняты они будут, скорее всего, в совершенно разных балетах.

Андрей Меркурьев к вершинам балетной карьеры добирался как альпинист по скале - медленно и на кончиках пальцев. Он родился в Сыктывкаре, десять лет назад закончил балетную школу в Уфе. Далее - возвращение в родной город и перспектива не более чем провинциальной карьеры. Но принято решение добиваться большего успеха - переезд в Петербург и служба в Малом оперном театре.

Традиционный трамплин для балетной карьеры - конкурсы, и вот Меркурьев решает поучаствовать в одном из них, в международном балетном конкурсе "Майя". Он был придуман Плисецкой - ей захотелось устроить независимое состязание в Петербурге, где раньше ничего подобного не случалось, собрать некоррумпированное (не опекающее собственных учеников) жюри - словом, дать молодым все шансы. Но это был 1998 год, и открылся конкурс ровно в день дефолта: народу в Петербурге - впрочем, как и во всей стране - стало совсем не до балета. Оргкомитету пришлось экономить на наградах - ни гран-при, ни первых премий не присудили. В итоге те танцовщики, что должны были получить "золото", получили "серебро", а те, кто должен был получить "бронзу", - вовсе ничего не получили. Остался без награды и Меркурьев.

И так все время: все - не просто так, нет счастливых случаев, нет блеска судьбы, и только ежедневный безотказный труд приводит его в Мариинский. Он работяга - все эксперименты Мариинского театра (от унылого шемякинского "Щелкунчика" до неземных, как НЛО, спектаклей Уильяма Форсайта) сделаны его натруженными ногами. В танцах Меркурьева нет блеска, есть - стабильность, четкость, столярная добротность. И в Большом он вряд ли будет принцем - на нем так же будут испытывать новую хореографию.

Иначе с Артемом Шпилевским. Он закончил Вагановскую (то есть лучшую в России) школу шесть лет назад, недолго проработал в кордебалете Мариинки и быстро уехал в Берлин. "Лебединое озеро" и "Жизель", "Спящая красавица" и "Баядерка" - нормальный премьерский репертуар, пусть и в экзотических редакциях Патриса Бара и Владимира Малахова. Но кроме классики - и Баланчин ("Балле империаль"), и Бежар ("Кольцо вокруг кольца"). В последнем спектакле хореограф специально для Шпилевского сделал роль Вотана - и в тонком, будто выписанном китайской кистью танцовщике-боге (Бежар отправил персонажей германских мифов в балетный класс) угадывалась мрачная вагнеровская мощь. А когда Владимир Малахов решил ставить свою "Золушку" (также "балет о балете" - историю о том, как девочку-дебютантку заметил и вывел в балерины знаменитый премьер) - роль этого самого премьера досталась именно Шпилевскому. (Сам прославленный худрук выбрал роль одной из злобных сестриц главной героини: обеих страхолюдных девушек в большинстве западных редакций изображают мужчины.) В Москве танцовщику придется доказывать свое право на классические премьерские партии, соревнуясь с уже утвердившимися принцами. Тем интересней будет зрителям.

Третьему новичку, Ивану Васильеву, - всего семнадцать. Он только что закончил Минскую школу (где учился у того самого педагога, что вымуштровал нынешнего гамбургского премьера Ивана Урбана), но уже год назад о нем говорили всерьез: он получил первую премию на московском балетном конкурсе. Не очень высокий, плотно сбитый, с ухмылистой мужской повадкой, он явно мечтает о барышниковской славе и судьбе. Десять пируэтов - запросто, головоломные развороты в воздухе - без проблем, и все это - с диким кайфом в глазах, с тем сиянием, что буквально подбрасывает зал со стульев в стоячую овацию. А еще Васильев умеет веселиться на сцене сам и заставлять хохотать публику - понятно, что его первой вотчиной станут те балеты, где, в отличие, от романтического репертуара, никого не душат и не травят. И этот редкий нынче дар веселья обещает ему лучшие перспективы из всей дебютирующей в Большом троицы.


Балетный сезон в Большом открывается 12 сентября
31 августа 2006,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация