«Про неё». Алексей Чайкасов, Лиза Эшва

О выставке

Выставка графики и фотографии (18+).

Считается, что обнаженное женское тело само по себе способно вызывать ассоциативные ряды, связанные с различным человеческим опытом – от «низких» конкретных до образов «высшего» абстрактного порядка, среди которых смирение, беззащитность, энергия, гармония. Естественно, что для художников всех эпох в нагом теле заключалась богатейшая палитра смыслов и сюжетов.

Alpert Gallery представляет выставку с названием «Про неё», которая объединяет работы двух авторов: художника Алексея Чайкасова и фотохудожника Лизы Эшва. Приглашение столь разных авторов, причем не знакомых друг с другом до начала работы над проектом – сознательный эксперимент Alpert Gallery. Его идея – представить два самостоятельных художественных высказывания на вечную тему. Однако кураторы не готовы ограничиваться простым противопоставлением: мужчина - женщина, художник – фотограф, цвет – «черно-белая дихотомия».

Их интересует нечто большее, лежащее за пределами простой арифметики - художественный контекст, возникающий в процессе взаимодействия двух талантливых авторов на единой площадке.
Рисунки Алексея Чайкасова - легкие, цветные и изящные - кажется, предлагают окунуться в мир парижской богемы, где царят лотрековские танцовщицы кабаре, легкомысленные субретки и балерины...

Тем не менее, пространство работ художника населяет отнюдь не иноземная публика. Оказывается, современная Москва также богата чудесными женскими образами, а внимательный автор их замечает, обобщает и интерпретирует. Художник ироничен и отстранен, он держит дистанцию, изучая свою модель, и это позволяет ему очень точно и иногда беспощадно проявлять детали, выдающие суть объекта исследования. Капризный излом руки; нарочитая, и даже вызывающая поза; преувеличенная, излишне эмоциональная мимика… Алексей Чайкасов виртуозно рассыпает цитаты и символы, переводя разговор со зрителем в жанр гротеска и интеллектуальной игры.


В отличие от партнера по выставке Лиза Эшва шутить не собирается. Ее модели – состоявшиеся женщины творческих профессий. Обнажаясь перед фотообъективом, они сбрасывают все знаки отличия, традиционно выполняющие в социуме защитную функцию. И тогда уже сам автор, которому оказано доверие, встает на их защиту. Бархатистая, очень теплая кожа; тонкая, и, кажется, что пульсирующая жилка на запястье; нежный и даже испуганный взгляд?...

Первое впечатление оказывается обманчивым. Стоит выдержать паузу, и атрибутика женственности – всего слабого, нежного, хрупкого и подчиненного – растворяется, превращаясь в мерцающий фон. Вдруг замечаешь, что под бархатистой кожей имеются крепкие мускулы, а тонкая жилка пульсирует на руке, которая сжата в кулак. Используя черно-белую палитру, мастерски подбирая сюжет и ракурс, Лиза Эшва высвечивает главное, предлагая зрителю почувствовать мощную энергию, идущую от своих героинь.

Соединение таких разных, во многом конфликтующих друг с другом авторских высказываний дает удивительный эффект. У зрителя появляется возможность соотнести свой опыт и мировоззренческую позицию с предлагаемой системой координат, с чем-то согласиться или поспорить, то есть включиться в диалог и, возможно, создать личное художественное высказывание.

 

Спецпроект

Загружается, подождите ...