Тебе, воланчик! (Федра) | Театр | Time Out

Тебе, воланчик! (Федра)

Тебе, воланчик! (Федра)

О спектакле

На фестиваль «Territoriя» приезжает американский спортивный спектакль, блестящий пример слияния человека и современных технологий.

Спектакль «Тебе, воланчик!» поставлен по трагедии Жана Расина «Федра», переписанной современным американским автором Полом Шмидтом, с вкраплениями из «Ипполита» Еврипида. А еще — внимание! — по правилам игры в бадминтон, утвержденным соответствующей международной федерацией. Кому-то эта литературная композиция может показаться слишком уж причудливой, однако такова была оригинальная мысль режиссера Элизабет Ле Комте. Элегантная, жесткая, требующая безжалостной точности удара игра в бадминтон показалась ей убедительной метафорой французского королевского двора времен нормативной эстетики классицизма — то есть как раз той эпохи, когда была написана расиновская трагедия. «Мне было видение: птички, летающие вокруг, — делится режиссер спектакля. — Теперь мы знаем, что они называются воланы».

Запретная любовь героини оказывается безжалостной и стремительной, как полет воланчика. Персонажи пьесы то и дело вступают в новые раунды игры — игры не на вылет из турнира, а на жизнь. Реплики Расина сокращены до формата телеграфных сообщений, и все действующие лица спектакля находятся словно в каком-то силовом поле, источник которого не виден. Но то, что американский бадминтон целиком и полностью зависит от техники, сомнений не вызывает. «Тебе, воланчик!» — блестящий, победоносный пример слияния человека и современных технологий.

Возможно, поборники русского психологического театра будут оскорблены этим спектаклем. Ведь в постановке The Wooster Group усиленное эхо от слова значит больше, чем само слово, а тело актера подчас только объект для показа на видеоэкране; один из таких мониторов (а их на сцене много) становится чем-то вроде человеческого органа. Люди и технические средства подключены в спектакле The Wooster Group друг к другу, образуя единый подвижный аппарат, импульсы которого и провоцируют театральное переживание.

Российские режиссеры используют технические средства, как правило, довольно неумело, и потому на сцене они выглядят убого — как и любые неосмысленные заимствования. Первый в истории приезд в Россию The Wooster Group дает возможность увидеть первоисточник новаций, которые у них перенимали и в Америке, и в Европе. Именно «вустеры», в сущности, и придумали тот мультимедийный театр, приемы которого теперь растащили по всему свету. The Wooster Group — это классика жанра, самая знаменитая авангардная труппа США. Она появилась на свет в Нью-Йорке 70-х, на Wooster street знаменитого района Сохо — в бывшем гараже. Элизабет Ле Комте — одна из основателей театра, его бессменный идеолог и постоянный режиссер. Это она уже треть века со специфическим остроумием и романтическим упорством создает на сцене безжалостный мир, который многие называют woosterland.

Билетов не найдено!

Закрыть