Москва
Москва
Петербург

Грибной царь

u u u u u Мнение редакции
Автор:

Как это ни парадоксально, Юрия Полякова можно уподобить всемирно известному Умберто Эко по крайней мере в одном отношении. Раз в несколько лет (для Полякова это срок в три-четыре года, для Эко - в пять-шесть) они выпускают по большому произведению. При этом каждый разрабатывает свою жилу - примерно с одним и тем же набором шуток, положений и персонажей. И новая книга немедленно становится бестселлером. Правда, хитроумный миланский профессор начал писательскую карьеру в пятьдесят лет сразу с "Имени розы", а Поляков, разменявший шестой десяток лишь в конце прошлого года, нашел свою тему далеко не сразу.

Будучи в перестройку "молодежным писателем", он прославился повестями-памфлетами "ЧП районного масштаба" и "100 дней до приказа". Однако лишь в "Апофегее" Поляков нашел своего настоящего героя и честно пишет о нем вот уже пятнадцать лет. Это неглупый москвич средних лет и с достатком существенно выше среднего, с беспокойным прошлым (в том числе сексуальным) и настоящим, не приносящим радости ни в семейной жизни, ни в делах. Но если в "Апофегее" это был партаппаратчик, то в большинстве последующих романов и повестей его место занял центральный персонаж новой эпохи - бизнесмен-недоолигарх, этакий гоголевский "господин средней руки". Герой "Грибного царя" Михаил Дмитриевич Свирельников - как раз из таких. Ему сорок пять лет, у него есть процветающий бизнес, бывшая жена, заклятый друг, непутевая дочка и любовница, дочкина однокурсница. Выкатившись однажды утром от проституток, он замечает за собой слежку

Подзаголовок романа - "Вся жизнь и 36 часов из жизни почти одинокого мужчины". За это время герой должен вычислить, кто его "пасет" и почему. Ведь у него, как у всякого бизнесмена, получающего подряды от городских властей, рыльце в пушку по самые копыта ("В России ведь как: дают только тем, у кого берут. А берут не у всех!" - мимоходом замечает автор). А кроме того, его друг и защитник, бывший опер, втянул Свирельникова в очень выгодную, но очень дурно пахнущую аферу с деньгами на восстановление Чечни.

Но "Грибной царь" - не триллер и не детектив, хотя классическим законам жанра (вплоть до железного правила "подозревай самого неожиданного и все равно ошибешься") автор следует свято. Это сатирико-элегическое повествование о дурацких временах и неутешительных нравах, полное остроумных замечаний и горестных обобщений. А также - злых, едва замаскированных намеков на реальных людей, неприкрытой враждебности по отношению к политическому строю 90-х и прямо-таки пелевинских приколов вроде якобы одобренной Патриархом идеи провезти от Смоленска до Сахалина десницу апостола Андрея при помощи "колонны байкеров с флагами, хоругвями и иконами, укрепленными между изогнутыми мотоциклетными рулями".

И конечно, "Грибной царь", как всегда у Полякова, полон сладостных и вдумчивых описаний "науки страсти нежной", или, как пишет он сам, "слагательных движений любви". Ведь этот писатель с самого начала своей карьеры стремится опровергнуть известные слова Бродского о том, что "любовь как акт лишена глагола", и найти достойные слова для описания плотских отношений.

"Занимательность - это вежливость писателя, - утверждал Поляков в одном из своих интервью. - Писатель обязан быть занимательным. Не умеешь писать так, чтобы читатель был заинтересован до конца, а потом захотел перечитать - значит, иди и занимайся другими вещами". Еще Пушкин говорил, что сочинителя надо судить по тем законам, которые он сам над собою признает. Поляков, безусловно, мастер своего дела.

22 сентября 2005,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация