Москва
Москва
Петербург

.txt

В Новом крыле Дома Гоголя открылась выставка молодых художников. На примере классика российской литературы они исследуют, как взаимодействуют текст, новые технологии и современное искусство.

«Все шесть представленных инсталляций относятся к жанру медиапоэзии», – поясняет куратор Мария Андрющенко. Впрочем, к нему же относятся все произведения, в которых текст попадает в сферу новых технологий. На «.txt», название которой дало имя формата файла, художники препарировали Гоголя с помощью компьютерных программ, видео, интерактивных инсталляций, а еще переводили его произведения в звук.

Правда, открывает выставку симбиоз литературы и не столь уж современного факса: Екатерина Исаева заставляет текст комедии «Утро делового человека» непрерывно приходить на выставленные в зале пять аппаратов. Ощущения при этом — как от тягучего и бесконечного плохого сна: безостановочный процесс воспроизведения текста превращается в метафору каждодневной чиновничьей рутины.

В следующем зале Павел Арсеньев размышляет о процессе создания текстов. Художник раскладывает стопки бумаги, приглушает свет и проецирует на них видео, симулирующее процесс проставления правок и пометок. Рядом с инсталляций – видео «Записки сумасшедшего прекария», в котором Павел соединил хроники весенних парижских протестов 2016 года против увеличения рабочего дня и гоголевские «Записки сумасшедшего». Напрашивается вывод о том, что главный герой «Записок» — это аналог протестующего во Франции фрилансера, страдающего попеременно от прокрастинации или от отсутствия свободного от работы времени.

В зале, увешанном ворохом бумаги, чувствуешь себя лилипутом, то ли спрятавшимся в листах огромной книги, то ли забравшимся внутрь головы писателя и наблюдающим, из каких составных элементов складываются его произведения. Художник Андрей Черкасов обработал собрание сочинений Гоголя с помощью компьютерного алгоритма, подсчитал, сколько раз там встречается то или иное слово и распечатал его соответствующее количество раз. Анна Толкачева тоже взялась за программирование, но уже на примере «Мертвых душ». Художница выяснила, какие слова в тексте чаще всего встречаются вместе и сделала интерактивный объект, который при нажатии на кнопки выдает случайные цитаты из поэмы в прозе.

Элемент случайности присутствует и в работе Елены Деми-довой (ее фамилия так и пишется – через дефис) и Олега Макарова. Художники создали звуковую инсталляцию, воспроизводящую диалоги гоголевских персонажей. Правда, то, о чем они разговаривают, зависит от движения в пространстве зрителя – каждый раз тексты оживают, и результат получается новым. Так же можно охарактеризовать и симбиоз современного искусства и Гоголя. Писатель и его работы стараниями молодых авторов остаются «вечно живыми».

Фото: Екатерина Краева.

16 июня — 20 июля, Новое крыло Дома Гоголя.

17 июня 2016,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация