.txt

О выставке

В Новом крыле Дома Гоголя открылась выставка молодых художников. На примере классика российской литературы они исследуют, как взаимодействуют текст, новые технологии и современное искусство.

«Все шесть представленных инсталляций относятся к жанру медиапоэзии», – поясняет куратор Мария Андрющенко. Впрочем, к нему же относятся все произведения, в которых текст попадает в сферу новых технологий. На «.txt», название которой дало имя формата файла, художники препарировали Гоголя с помощью компьютерных программ, видео, интерактивных инсталляций, а еще переводили его произведения в звук.

Правда, открывает выставку симбиоз литературы и не столь уж современного факса: Екатерина Исаева заставляет текст комедии «Утро делового человека» непрерывно приходить на выставленные в зале пять аппаратов. Ощущения при этом — как от тягучего и бесконечного плохого сна: безостановочный процесс воспроизведения текста превращается в метафору каждодневной чиновничьей рутины.

В следующем зале Павел Арсеньев размышляет о процессе создания текстов. Художник раскладывает стопки бумаги, приглушает свет и проецирует на них видео, симулирующее процесс проставления правок и пометок. Рядом с инсталляций – видео «Записки сумасшедшего прекария», в котором Павел соединил хроники весенних парижских протестов 2016 года против увеличения рабочего дня и гоголевские «Записки сумасшедшего». Напрашивается вывод о том, что главный герой «Записок» — это аналог протестующего во Франции фрилансера, страдающего попеременно от прокрастинации или от отсутствия свободного от работы времени.

В зале, увешанном ворохом бумаги, чувствуешь себя лилипутом, то ли спрятавшимся в листах огромной книги, то ли забравшимся внутрь головы писателя и наблюдающим, из каких составных элементов складываются его произведения. Художник Андрей Черкасов обработал собрание сочинений Гоголя с помощью компьютерного алгоритма, подсчитал, сколько раз там встречается то или иное слово и распечатал его соответствующее количество раз. Анна Толкачева тоже взялась за программирование, но уже на примере «Мертвых душ». Художница выяснила, какие слова в тексте чаще всего встречаются вместе и сделала интерактивный объект, который при нажатии на кнопки выдает случайные цитаты из поэмы в прозе.

Элемент случайности присутствует и в работе Елены Деми-довой (ее фамилия так и пишется – через дефис) и Олега Макарова. Художники создали звуковую инсталляцию, воспроизводящую диалоги гоголевских персонажей. Правда, то, о чем они разговаривают, зависит от движения в пространстве зрителя – каждый раз тексты оживают, и результат получается новым. Так же можно охарактеризовать и симбиоз современного искусства и Гоголя. Писатель и его работы стараниями молодых авторов остаются «вечно живыми».

Фото: Екатерина Краева.

16 июня — 20 июля, Новое крыло Дома Гоголя.