Москва
Москва
Петербург

Девушки в любви

Актеры: Яна Енжаева, Марина Калецкая
Режиссер/Постановщик: Алиса Кретова

Вопреки названию спектакль, выпущенный театром «Практика» вместе с Мастерской Дмитрия Брусникина, не о любви — а о том, как плохо жить, когда кроме секса и денег тебе нужно что-то еще.

«- Кать, скажи, мы счастливы?

— Мгновениями.

— Так не пойдет. Надо заставить себя поверить, что счастье есть.

— А его что – нет?!

— Откуда? Есть стены, окошки, ведро мусорное…» — талантливую пьесу Ирины Васьковской (участницы «Любимовки-2014») можно считать женской рифмой к знаменитому тексту Павла Пряжко «Жизнь удалась».

Героинь зовут Катя и Варя. Правда, сперва кажется, что девушек по имени Варя как минимум две, но на самом деле – одна. Просто ей то 23 года, то 26, а часть сцен — это флэшбэки.

Жизнь Кати и Вари не удается, потому что, в отличие от Лены и Анжелы — героинь Пряжко — им мало потрахаться, выпить и потусить с парнями. Им, как сказано в знаменитом «Бытии номер 2» Вырыпаева, нужно «что-то еще».

Вот поэтому они иногда говорят афоризмами, вспоминают «Орфея и Эвридику», а главное — все время хоть чуть-чуть, да видят себя со стороны. А это лишнее, когда спьяну занимаешься сексом в сортире съемной квартиры — и потом бабка-хозяйка думает, что ты стонешь от цистита. Ирина Васьковская лишь наметила социальные роли своих героинь: Катя торгует на рынке «бельем для страсти» и ревнует своего парня Колю ко всем, кто покупает это белье, а потом норовит оказаться с Колей в койке. Чем промышляет Варя, мы так и не узнаем. Зато ясно, что она, хоть и не «на справке», но у нее расстройство нервов, что мама рано умерла, а папа гонял ее по музеям, пытаясь растить культурной. И еще знаем, что у Вари мужик на Севере. Деньги заколачивает. Приедет — и тюленя привезет. И даст всем… Впрочем, Варя такого не говорит. И не только потому, что Ирина Васьковская писала свою пьесу, уже зная про запрет мата. Похоже, Катя с Варей и впрямь стоят на социальной лестнице на пару ступенек выше, чем герои «Жизнь удалась». В том-то вся беда.

Режиссер Алиса Кретова (участница той же Мастерской Дмитрия Брусникина, что и все исполнители) вместе с художницей Дарьей Уфимцевой превращает крошечную сцену «Практики» в белую комнату со столом и диваном. Самое интересное в визуальном решении спектакля — что в комнате нет дверей. То есть герои Васьковской заключены почти в те же обстоятельства, что персонажи «За закрытыми дверями» Сартра. Но они все же могут покинуть свой ад, выходя из роли и пробираясь по залу через зрителей.

Сбоку высвечивается расписание автобусной остановки. Но автобус не приедет никогда. На заднюю стену проецируются голубки или игрушечные лошадки. Иногда к Кате с Варей присоединяется высокая серьезная соседка по квартире Люся (Екатерина Маликова), которой некогда пить — надо гладить платье и идти в офис, из окон которого виден мужик на колесиках — тот самый, что приделан над входом местного театра. Иногда — Коля (Алексей Любимов) или Владик, он же Митя (Алексей Мартынов). Но мальчики не так уж и важны. Они здесь изначально примитивнее грезящих о них девушек.

Уютная, рассудительная Катя (Марина Калецкая) произносит реплики о том, что вино кислое, а селедки нет просто и без кривляния, но с паузами и поэтической тоской, достойной всех романтических героинь разом. Две разные ипостаси Вари Яна Енжаева передает еще и пластически: сперва кажется, что Варю просто ломает — с похмелья, от одиночества или плохой травы. Потом понимаешь, что в сценах с Митей та Варя, которой было 23, еще держится ровно. А вот эта, которой 26 — и которая, видимо, знает, что никакого Мити давно нет, все больше перекашивается: одно плечо у нее выше другого. А потом, запросто выйдя из образа пьяной оторвы, Енжаева вдруг превращается в паиньку-студентку, цитирующую правила хорошего тона: если к вам в гости пришел ваш избранник.

Вероятно, пойди режиссер по пути физического театра — то есть предоставь актерам где-то с середины действия возможность все меньше играть словами и все больше движениями, этот спектакль мог бы стать заметным явлением. Но режиссер идет обычным путем. Актеры отлично выучены и четко держат мысль. Но то ли последние сцены в пьесе вышли стертыми, то ли опыта авторам спектакля все же не хватает — к финалу становится скучно. Впрочем, может быть, срабатывает защитная зрительская реакция. Слишком уж горько слушать о том, как жаждущие высоких страстей, нищие, никому не нужные «Варя Крысовна и Катя Крокодиловна» собираются накраситься, продефилировать по улице, взять вина и посидеть на клумбе. И даже не пытаются добавить, что жизнь удалась.

Следующий спектакль — в сентябре в театре «Практика».

10 июня 2016,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация