Москва
Москва
Петербург

Художник и время. Рисунок эпохи романтизма

В Третьяковской галерее показывают больше двухсот картин эпохи романтизма. Time Out вспомнил, что характерно для этого течения в искусстве.

«Разум заблуждается, чувства — никогда», — говорил композитор Роберт Шуман, и этими словами можно описать всю суть романтизма. Возник он в конце XVIII века как ответ на эпоху Просвещения: сначала философы, а за ними и люди искусства взбунтовались против засилья разума и логики и начинавшейся индустриальной революции.

Орловский А.О. Автопортрет

Романтизм считал науку устаревшей, а главными объявлял чувства человека и его мятущийся дух. Этот посыл виден в «Автопортрете» Александра Орловского: художник изображает себя человеком воли и сильных страстей. По словам искусствоведов из Третьяковки, это выражено в экспрессивной композиции, резком повороте головы, решительном взгляде исподлобья и игре бликов на лице. А размашистый живописный штрих проявляет темперамент романтика. При этом автопортрет производит впечатление спонтанной импровизации, ведь один из признаков романтизма — внимание к сиюминутному настроению.

Воробьев М.Н. Вид на Неву от Горного института

Конфликт романтизма разворачивается между действительностью и мечтой. Реальность, по мнению романтиков, низка и бездуховна, а мечта — это нечто прекрасное, но недостижимое. Атмосфера грезы особенно ярко проявляется в пейзажах: стоит посмотреть только на «Вид на Неву от Горного института» Максима Воробьева.

Толстой Ф.П. Букет цветов, бабочка и птичка

Если Просвещение — это культ разума и цивилизации, то романтизм утверждает власть природы: именно тогда появляются туризм и пикники, призванные восстановить единство человека и мира. Служили этой цели и натюрморты. Одни из лучших примеров жанра — «Букет цветов» Федора Толстого. Художник вдохновлялся модными в то время альбомами с изображениями растений и создавал потрясающе правдоподобные натюрморты-обманки: здесь кажется, что капля росы вот-вот и скатится с розового лепестка. Толстой стремился объединить иллюзию и действительность, и его трюки пользовались успехом — первый подобный рисунок художник преподнес в подарок императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра I.

Орловский А.О. Битва

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — противостояние добра и темного начала тоже интересовало романтиков. А значит, популярны были и сюжеты сражений. Собственно, борьба разворачивалась не только на холстах, но и в жизни художников: они выступали против «тусклой повседневности» и норм живописи классицизма, где изображение должно было строиться по четким канонам и геометрическим схемам, — и даже их победили, завоевав свободу. Впрочем, триумф длился недолго: уже в середине XIX века экзальтированных романтиков сменили реалисты, которые меньше увлекались мечтами и больше — фиксацией действительности.

На верхнем фото: Рабус К.И. Лунная ночь в Галлиполи

27 мая 2016,

Еще по теме

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация