Художник и время. Рисунок эпохи романтизма

О выставке

В Третьяковской галерее показывают больше двухсот картин эпохи романтизма. Time Out вспомнил, что характерно для этого течения в искусстве.

«Разум заблуждается, чувства — никогда», — говорил композитор Роберт Шуман, и этими словами можно описать всю суть романтизма. Возник он в конце XVIII века как ответ на эпоху Просвещения: сначала философы, а за ними и люди искусства взбунтовались против засилья разума и логики и начинавшейся индустриальной революции.

Орловский А.О. Автопортрет

Романтизм считал науку устаревшей, а главными объявлял чувства человека и его мятущийся дух. Этот посыл виден в «Автопортрете» Александра Орловского: художник изображает себя человеком воли и сильных страстей. По словам искусствоведов из Третьяковки, это выражено в экспрессивной композиции, резком повороте головы, решительном взгляде исподлобья и игре бликов на лице. А размашистый живописный штрих проявляет темперамент романтика. При этом автопортрет производит впечатление спонтанной импровизации, ведь один из признаков романтизма — внимание к сиюминутному настроению.

Воробьев М.Н. Вид на Неву от Горного института

Конфликт романтизма разворачивается между действительностью и мечтой. Реальность, по мнению романтиков, низка и бездуховна, а мечта — это нечто прекрасное, но недостижимое. Атмосфера грезы особенно ярко проявляется в пейзажах: стоит посмотреть только на «Вид на Неву от Горного института» Максима Воробьева.

Толстой Ф.П. Букет цветов, бабочка и птичка

Если Просвещение — это культ разума и цивилизации, то романтизм утверждает власть природы: именно тогда появляются туризм и пикники, призванные восстановить единство человека и мира. Служили этой цели и натюрморты. Одни из лучших примеров жанра — «Букет цветов» Федора Толстого. Художник вдохновлялся модными в то время альбомами с изображениями растений и создавал потрясающе правдоподобные натюрморты-обманки: здесь кажется, что капля росы вот-вот и скатится с розового лепестка. Толстой стремился объединить иллюзию и действительность, и его трюки пользовались успехом — первый подобный рисунок художник преподнес в подарок императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра I.

Орловский А.О. Битва

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — противостояние добра и темного начала тоже интересовало романтиков. А значит, популярны были и сюжеты сражений. Собственно, борьба разворачивалась не только на холстах, но и в жизни художников: они выступали против «тусклой повседневности» и норм живописи классицизма, где изображение должно было строиться по четким канонам и геометрическим схемам, — и даже их победили, завоевав свободу. Впрочем, триумф длился недолго: уже в середине XIX века экзальтированных романтиков сменили реалисты, которые меньше увлекались мечтами и больше — фиксацией действительности.

На верхнем фото: Рабус К.И. Лунная ночь в Галлиполи