Выставка номинантов премии «Инновация»

О мероприятии

В ГЦСИ работает выставка номинантов главной государственной премии в области современного искусства. На ней представлены проекты кураторов, теоретиков и молодых художников.

В этом году премия осталась без главной номинации «Произведение визуального искусства». Отменили ее со скандалом: в списке претендентов на награду оказался Петр Павленский и его акция «Угроза», во время которой он поджег дверь здания ФСБ. Организаторы Павленского из списка претендентов удалили, объяснив это тем, что произведение было создано с нарушением закона, и поэтому давать государственную премию за него негоже. В знак протеста против этого решения из экспертного совета премии вышли четыре участника, а остальные согласились остаться, только если злополучную номинацию и вовсе уберут.

Леонид Цхэ, из серии «Неопетербург»

На самой выставке, правда, эта история никак не отразилась – организаторы решили о ней просто забыть, а не осмыслить как-то отсутствие главной награды (хотя бы элементарно оставить пустое пространство на месте, где предполагалось экспонировать работы художников пропавшей номинации). Пространство зала ГЦСИ застроили в виде лабиринта – в небольших комнатах-отсеках представлены оставшиеся конкурсные проекты. Самая визуально выразительная часть экспозиции принадлежит четырем номинантам категории «Новая генерация». Полина Канис показывает видео «Бассейн» (на верхнем фото): люди в темноте в бункере молча ходят по грудь в воде, а потом исчезают. Другое видео представляет Аслан Гайсумов: молодой художник вспоминает, как он и еще 20 его родственников спасались из Грозного во время первой Чеченской войны в 1995 году, уместившись в одном автомобиле. Аслан воспроизводит эту ситуацию в своем видео – в нем в одну «Волгу» тоже набивается и уезжает 21 человек. Политическим событиям посвящена и инсталляция «Война» Евгения Гранильщикова, а петербуржец Леонид Цхэ выставляет серию живописи «Неопетербург».

Аслан Гайсумов, «Волга»

Кроме этих четырех работ, масштабных произведений на выставке больше нет: кураторские и региональные проекты представлены в основном в виде документации выставок и нескольких мелких объектов из экспозиций. Чтобы понять, о чем все это было, нужно изучить ворох бумаги – фотографий и текстов – на каждом стенде. Правда, кое-где есть и видео. Так, например, представлен проект Виктора Мизиано «Избирательное сродство», который исследует связь природы и искусства. Другие номинированные кураторы наводили связи между географией и искусством («Метагеография. Пространство — образ — действие»), организовывали независимые неподцензурные художественные пространства (центр «Красный») и исследовали Восток и Кавказ («Восток. Деконструкция» и павильон «Кавказ» соответственно). Что касается региональных проектов, то тут поощряется сам факт существования чего-то вне метрополии, будь то проекты в Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде или в Дивногорье под Воронежем.

Книга «Diary 1999–2011»

Продолжает «бумажную» экспозиционную политику ГЦСИ зона номинации «Теория, критика, искусствознание», в которой лежат номинированные тома текстов об искусстве. Отданный им зал передает ощущение от всей выставки: чтобы понять, о чем произведения и почему они считаются лучшим, что сейчас есть в российском искусстве, придется серьезно попотеть и почитать. Чтобы не утруждаться, можно подождать до 18 мая: тогда официально объявят победителей во всех номинациях, и можно будет со спокойной душой прийти в ГЦСИ и штудировать тексты только про них.