Москва
Москва
Петербург

Дом, который построил Свифт

Евгений Писарев поставил в Театре имени Пушкина спектакль по давнему сценарию Григория Горина. Он подтверждает тенденцию последних двух сезонов: в театр опять идут за словом. Это хорошо говорит о нашей публике, способной утолить физический голод свободными речами, — но развитию искусства не способствует.

Фильм Марка Захарова, снятый в 1982 году по одноименному сценарию Горина, начинался эпизодом мнимых похорон Свифта — Олега Янковского: «Когда случилось это? — Сегодня, как обычно, в пять часов». Но началась череда смертей — Брежнев, Андропов, Черненко, — и фильм показали по телевидению только в 1985-м. Повторный показ был намечен на август 1991-го — но вместо него транслировали «Лебединое озеро». Все, как в самом сценарии, где Джонатана Свифта упрекают во всех бедах: мол, все, что он описал в «Приключениях Гулливера», сбывается в старой доброй Британии.

Англичанин Свифт жил в Дублине и, кроме литературы и философии, занимался религией: был деканом (то есть настоятелем) церкви Святого Патрика, защищал права бедных и считался неофициальным лидером Ирландии. В конце жизни этот невероятно желчный и остроумный человек страдал душевным расстройством, а после инсульта потерял речь. Но рефлексировать, похоже, продолжал до конца — и завещал состояние на создание клиники для умалишенных. «Декан перестал пользоваться словами — они искажают смысл. Он выражается мыслями», — так говорят о Свифте у Горина, создавшего по мотивам биографии писателя острый, но невеселый скетч из жизни позднесоветской интеллигенции. Скетч этот кажется сегодня весьма актуальным.

«Я великан, просто я опустился… уменьшился по требованию короля… поклоны, приседания, ежедневный трехразовый прием алкоголя — и твой мозг очищается…» — так говорит бывший великан, а ныне тщедушный Глюм (Григорий Сиятвинда), решивший сразиться с психиатром, посланным к Свифту из Лондона. Блестящий текст в спектакле Евгения Писарева, автора ярких, веселых постановок (и одного из немногих, кому они правда удаются), произносят строго и собранно, не устраивая балаган. Это вообще культурный спектакль. Разве что немного вялый и архаичный по форме — вернее, форма в нем слишком подчинена содержанию, то есть словам.

Соавтор Писарева, художник Зиновий Марголин, как всегда, на высоте. Он соорудил на сцене огромный стеклянный купол, в котором по ходу действия все меньше целых стекол: «Поэтам бросают цветы, сатирикам — булыжники». Это дом Свифта, где тот живет в добровольно-принудительном изгнании и где толпа нанятых им актеров изображает персонажей его книг. Когда купол разворачивается выпуклой стороной к залу, он становится похожим на гигантскую чашку, выпить из которой мечтают лилипуты.

Актеру Андрею Заводюку удается «молчать со смыслом» — верится, что это способ Свифта отгородиться от разочаровавшего его человеческого стада. У Антона Феоктистова получается сыграть прозрение: молодой доктор Симпсон не сразу понимает, что стал представителем репрессивной психиатрии, инструментом в руках власти — осознав это, он встает на сторону писателя. Есть здесь и две женщины, более умная (Анна Кармакова) и более уютная (Анастасия Панина), наперебой окружающие декана заботой. И ученый-свифтовед, прибывший из будущего, — актер Алексей Воропанов, одетый по брежневской моде, в мохеровом шарфе и норковом треухе, вдруг чем-то напоминает Марка Захарова. Ровные, намеренно бесстрастные интонации, с которыми он сообщает Свифту, что судьба его не задалась, наводят на некую догадку.

Все знают маску Марка Анатольевича Захарова, скрывающую его неподражаемую иронию и сарказм. Маску, придуманную им в давние времена и с годами ставшую частью его имиджа. Похоже, вялость спектакля Евгения Писарева — такая же маска, возникшая от необходимости скрывать реакцию на слишком уж явное сходство между поздним застоем начала 80-х и утратившей все «болотные» надежды Россией 2016-го. Маска апатии и бесстрастия, потихоньку прирастающая к нашему общему лицу.

21 марта 2016,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация