Необыкновенная выставка Резо Габриадзе

О выставке

В Музее Москвы открылась мультимедийная выставка работ Резо Габриадзе — создателя тбилисского Театра марионеток, сценариста, режиссера, художника, писателя и символа Грузии и ее обаяния.

Резо Габриадзе считает себя в первую очередь художником, поэтому основная часть экспозиции — его живопись и графика: более 600 произведений представлены в виде проекций с элементами анимации. Кроме того, по вечерам в музее выступает кукольный театр Габриадзе, а днем здесь показывают фильмы, снятые по его сценариям: всенародно любимые «Кин-дза-дза» и «Мимино» и менее известные грузинские ленты.

Путь Габриадзе в кино, по его воспоминаниям, начался неожиданно: «Знакомая-всезнайка меня втолкнула в комитет по кинематографии. Там срочно нужен был человек, который хочет учиться в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Важная деталь: полет в Москву туда-обратно и двухнедельное проживание за счет государства! Так я попал в кино».

Резо Габриадзе. Газировка

Кинокарьера продлилась 12 лет, а в 1981 году Габриадзе создал Театр марионеток. Все началось после полусказочной истории: «Во время работы в кино я занимался живописью, графикой, оформлением книг. А потом кино как-то вдруг оборвалось, и я оказался на улице без работы. Тут судьба мне поднесла шанс. Шла реставрация старого Тбилиси, и главный архитектор случайно, мимоездом, спросил меня из машины, не хочу ли я принять участие в возрождении старого Тбилиси. Я сказал “да”. Тогда он живо спросил: “Что ты нам предлагаешь?” Я ответил: “Театр марионеток”. Почему так ответил, до сих пор не знаю. В детстве я на кукольных представлениях не бывал и интереса у меня к ним не было никакого никогда. Наверное, я подумал: “Большого театра мне не дадут. Там режиссеры сидят навсегда. А кукольный театр, может, и дадут”. “Будет у тебя театр!” — сказал мне главный архитектор. Машина взвизгнула и уехала в мое будущее». 

Сцена из спектакля «Рамона»

Из Театра марионеток в Музей Москвы привезли четыре спектакля и показывают их по вечерам в специально построенном зале на 250 мест (правда, билеты нужно покупать отдельно). Описания постановок пронзительно трогательные. «Рамона» — повествование о двух влюбленных паровозиках. «Сталинград», лучший спектакль 2010 года по версии The New Yorker, — новелла о героях, по воле случая оказавшихся в шестимесячной блокаде. «Бриллиант маршала де Фантье» — история про грузинского князя, который отправился в Париж за наследством и, конечно, влюбился. А «Осень моей весны» — рассказ о Боре Гадай, маленькой птичке с большим сердцем, которая остается единственной опорой в жизни бабушки Домны.

Хотя на фронтоне театра в Тбилиси и написано «Extra cepam nihil cogito nos lacrimare», что значит «Пусть слезы у нас будут только от резки лука», — но на этих спектаклях плачут. Причем взрослые — детям до 12 лет вход закрыт: им постановок еще не понять. Зато мультимедийную выставку точно поймут все — формат обязывает.