Москва
Москва
Петербург

Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж

В Манеже выставлены больше 100 работ Эрнста Неизвестного из собрания Феликса Комарова: скульптуры, прославившие советского нонконформиста по всему миру, и его живопись и графика, известные меньше. Дополняют экспозицию фотографии памятников работы Неизвестного и раздел с текстами воспоминаний художника и членов его окружения.

«Возвращение в Манеж» — это грандиозный реванш Неизвестного за события 1962 года: тогда в этом же зале проходила выставка Московского союза художников, на которой показывали в том числе работы молодых нонконформистов, и Эрнста среди них. На экспозицию пришел Хрущев, назвал все работы мазней, а их создателей объявил предателями родины. Особо серьезно поговорил он как раз с Неизвестным и обвинил его в бессмысленной трате народных денег. Скульптор, отвечая, упрямо гнул свое: говорил, что все происходящее — провокация, притом направленная не только против художников, но и против самого генсека — его, мол, хотели выставить смешным, заставив рассуждать том, в чем он ничего не понимает. По словам самого Неизвестного, в ответ на эту реплику Никита Сергеевич поумерил свою брань и даже выслушал его объяснения. Художник Владимир Янкилевский вспоминает, что эта встреча завершилась рукопожатием и словами Хрущева Эрнсту: «В вас сидит ангел и черт. Ангел нам нравится, а черта мы вытравим». Исходом разговора для Неизвестного стало отсутствие выставок и заказов в следующие 10 лет, а в середине 1970-х — и эмиграция. Феликс Комаров, работы из коллекции которого представлены в Манеже, рассказал Time Out, как встретился с Эрнстом Неизвестным в 1993 году и почему эту выставку можно считать подарком к юбилею скульптора. 

Феликс Комаров, коллекционер:

«Познакомился я с Эрнстом в 1993 году: я попал в Нью-Йорк и, никогда не занимавшись ни культурой, ни искусством, открыл свою галерею Russian World Gallery. Почему так получилось? Ну, наверное, это вопрос скорее «наверх», чем ко мне, но если серьезно — это была форма ностальгии по России, по привычному пространству, образам и энергетике. Одним из первых художников, кто ко мне пришел, был Эрнст Неизвестный. Мы начали работать, а потом и стали друзьями. Эта выставка — мой подарок ему на 90-летие, торжество справедливости, потому что именно здесь, в Манеже, была создана беспрецедентная ситуация, когда Хрущев и все его окружение пытались опустить Неизвестного «ниже уровня плинтуса».

Здесь же в экспозиции есть фотография памятника на могиле Хрущева работы Эрнста: это сенсационная ситуация, когда надгробие — не будем говорить палачу, но человеку, сыгравшему негативную роль в его жизни, — делает сам пострадавший. Оказалось, к Неизвестному обратились дети Хрущева, исполняя предсмертную волю отца. То есть сам Хрущев — человек, может быть, не такой тонкий и высококультурный, — он все-таки понимал мощь этого скульптора.

Однажды во время разговора с Лебедевым, помощником Никиты Сергеевича, Эрнст очень хорошо сказал, что он уважает Хрущева за то, что тот покончил со сталинизмом, а то, что у них с генсеком некоторые разногласия с художественно-эстетической точки зрения, — это мелочи. Эти слова — ум, благородство и глубочайшая суть Неизвестного. А почему Лебедев звонил Неизвестному, меня не интересует. Кто такой Лебедев вообще? Ведь Уорхол сказал, что Хрущев — политик средней руки времен великого скульптора Неизвестного».

Фото: Георгий Шпикалов

11 декабря 2015,

Еще по теме

Главные выставки 2016

Главные выставки 2016

Шедевры Ватикана в Третьяковке, семья Кранахов в ГМИИ им. Пушкина, авангард в Еврейском музее и еще 11 экспозиций, которые нужно увидеть в этом году.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация