De Profundis. Послание с того света
О мероприятии
Моноспектакль по «Тюремной исповеди» — письму, написанному Жильбером Уайльдом своему возлюбленному лорду Альфреду Дугласу.
Роман Оскара Уйальда и лорда Альфреда Дугласа притягивал постановщиков сильнее, чем творчество писателя. В фильме Жильбера Уайльд Стивена Фрая был обаятельным, упитанным стилягой, у Виктюка жеманным кавалером в черном трико, томно вздыхающим о своем Бози.
Алексея Девотченко и режиссера Олега Дмитриева интересовала в первую очередь трагедия художника, а не скандальные факты биографии. Оскар Девотченко не похож на эстетствующего денди в полосатом костюме, напоминающем робу заключенного, сутулясь, он мелкими шажками выходит на почти пустую сцену. По памяти зачитывает свои тюремные письма к Бози, с яростью вспоминая историю странных взаимоотношений. В нем нет утонченности. Он сломленный человек, злящийся на обстоятельства, на Бози виновника его злосчастий и, прежде всего, на самого себя. Этот Оскар лишен сентиментальной слащавости редкие моменты душевных излияний Уайльда в адрес лорда Альфреда Дугласа Девотченко играет с едкой иронией. Его Уайльд не лирик, а циник он язвительно припоминает Бози, какое количество денег потратил на него. Но вся история, которую рассказывает Уайльд в первой части, полная подробностей, превращений, лишь пролог ко второй половине спектакля размышлению о судьбе художника. И здесь Уайльд мыслитель, философ, размышляющий об искусстве. Возможно, вторая часть спектакля выглядит менее динамичной, чем первая. Но длинные рассуждения в исполнении Девотченко не дают зрителю уснуть. И становится понятно, как у гения энергия страдания преобразуется в энергию чистого искусства, которую писатель отстаивал в своем творчестве.