«На пути к Баху»

О событии

22 августа 2015 года, 17:00 Фатима ЛАФИШЕВА (барочная скрипка) Мария ЛЕСОВИЧЕНКО (орган)

И. Альбертини. Соната для скрипки и basso continuo ре минор
Я. Свелинк. Хроматическая фантазия 
С. Шейдт. «Эхо»
Дж. Стэнли. Voluntary фа мажор, op.7
Г. Гендель. Соната для скрипки и basso continuo соль минор 
И.С. Бах. Токката и фуга фа мажор BWV 540. Cарабанда и жига из Партиты для скрипки соло ре минор. Cоната для скрипки и basso continuo до минор 

На одном из заключительных концертов фестиваля «Органные вечера в Кусково» можно услышать редкий музыкальный инструмент — барочную скрипку. Она отличается от современной не только деталями конструкции, но и более мягким звучанием натуральных струн. Ведущая российская исполнительница на барочной скрипке Фатима Лафишева и органистка Мария Лесовиченко представят сочинения композиторов эпохи Барокко, начиная с самых ранних ее представителей и заканчивая венчающими эпоху шедеврами Иоганна Себастьяна Баха.

Большинство музыкальных жанров, достигших кульминации в наследии Баха, развивалось в творчестве его предшественников — ведущих композиторов Германии, Голландии, Англии, Италии. Среди них — «голландский Бах» Ян Питерсзон Свелинк, оказавший огромное влияние на развитие музыки в Голландии и северной Германии начала XVII века. Во времена Реформации лютеранская служба не нуждалась в постоянном сопровождении органа, и органист стал выходить на свободный, внелитургический концертный путь.

Свелинк был одним из  первых концертирующих органистов, а также создателем новых, свободных органных форм — например, эхо-фантазии. Примером такой формы является пьеса «Эхо» Самуэля Шейдта, ученика Свелинка, основоположника северонемецкой органной школы. Англичанин Джон Стэнли, несмотря слепоту в результате несчастного случая, всю жизнь работал органистом и создал большое количество музыки — в том числе в свободном, импровизационном жанре «волюнтари».

Современник Баха, знаменитый Георг Фридрих Гендель, был известен не только своими операми и ораториями, но и камерной музыкой: ему принадлежит несколько сборников скрипичных и трио-сонат. Откроет концерт сочинение итальянского скрипача композитора Игнацио Альбертини, известного своим единственным циклом из двенадцати виртуозных скрипичных сонат.

Венчают концертную программу три произведения Иоганна Себастьяна Баха, в различных жанрах, «подготовленных» его предшественниками: органный полифонический цикл, сюита для скрипки соло и соната для скрипки и цифрованного баса.