Зеленая птичка

О спектакле

Когда бы эта птичка попала под руку главе МТЮЗа Генриетте Яновской или ее мужу Каме Гинкасу, публике мало бы не показалось — но в том-то и дело, что на этот раз они были в стороне. Свои жестокие игры эти двое играют для взрослых, а квоту детских работ в Театре юного зрителя, как правило, обеспечивают режиссеры приглашенные. «Зеленую птичку» позвали ставить Геннадия Тростянецкого. Режиссер перекати-поле, однажды уже сделавший для МТЮЗа «Женитьбу Бальзаминова». Теперь он взялся за автора, к которому явно испытывает пристрастие, — Карло Гоцци (не так давно в Петербурге ставил «Короля-оленя»). Хотя, по-хорошему, нынешняя его птичка не из породы чеховских чаек, и Москве вполне хватает тех двух «Зеленых птичек», которых уже дают в Театре Гоголя и в Щукинском училище.

Эта пьеса — типично гоцциевская фьяба, где сказочным сюжетом прикрывается недетская горечь жизни, под оболочкой истуканов теплятся человеческие сердца, а дело происходит неизвестно где. И только двое слуг — классических дзанни — напоминают о национальной принадлежности автора. Когда-то Карло Гоцци одновременно с Карло Гольдони пытались оживить захиревшую итальянскую комедию масок. Каждый пошел своим путем: Гольдони снял с классических персонажей их кожаные маски и под ними открылись лица земных трактирщиц и обедневших аристократов. Гоцци, напротив, поднял грубый жанр на возвышенные, поэтические котурны.

Котурны, на которые взгромоздил пьесу Тростянецкий, вознесли пьесу вообще куда-то под облака. У него на черном-черном фоне белые курчавые молодые люди чертят графичные мизансцены, белые-белые король с королевой элегантно бранятся и принимают гротескные позы, и даже грубые-грубые слуги выглядят легкими и белоснежными. Плюс самая малость сальностей, без которых не может быть комедии дель арте. Два цветовых пятна — красный нос клоуна и собственно зеленая птичка (ее изображают руками в плюшевых перчатках) — слегка подтапливают космический холод сюжета: у детей, оставшихся без родителей, выстывают сердца. Растопить их могут только они сами, а помогут им заколдованные принцы и другие хорошие люди — чтобы потом, в ответ, дети сумели их расколдовать. Так что растрогает вас спектакль или усыпит — совпадение формы и содержания здесь налицо.