Москва
Москва
Петербург

Один в зеркале

u u u u u Мнение редакции
Автор:

История, которую рассказывает Ольга Славникова, проста и, увы, достаточно типична для 90-х годов. Способный математик Антонов, преподаватель университета в крупном областном центре (его название не указано, но понятно, что это родной для писательницы Свердловск-Екатеринбург), в наступивших новых временах оказывается никому не нужен со своей математикой. Тщетно сидит он по вечерам над монографией, которой никогда не суждено стать докторской диссертацией. Ведь недаром сказано в Библии: если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Зато его жена Вика, некогда слывшая непроходимой дурой (она на 15 лет моложе мужа и была его студенткой), прекрасно укоренилась в новой жизни. Ее по блату устроили в какую-то фирму, торгующую холодильниками-пылесосами, и там она во всю развернулась. В первую очередь потому, что правильно сориентировалась и закрутила роман с шефом, которого автор называет просто осьминогом. Осьминог с Викой попадают на его машине в аварию, и бедный математик обнаруживает, что об этой интрижке знали все, кроме него, и ничего не говорили просто потому, что давно воспринимали как пустое место.

Но эта книга, разумеется, не о банальном адюльтере. Она о распавшейся связи времен, о метафизической пустоте, расползающейся по некогда плотной до ороговения ткани советского бытия. Роман не даром открывает затеянную Риполом Библиотеку клуба метафизического реализма. Метафизичен он до крайности. Какой-то чуждый, иностранный двадцать первый век размечает живую территорию своими еще не живыми вкраплениями Может быть, впервые в человеческой истории будущее наступало как небытие, как раннее мертвое утро, так реагирует Антонов на здравое, в сущности, замечание коллеги, что хорошую работу надо теперь искать в специальных рекрутинговых агентствах.

Собственно, сюжет в книге вообще не главное. Он лишь едва проглядывает из-под удачных метафор, неожиданных сравнений и тонких, отстраняющих наблюдений, которыми до отказа насыщена каждая страница. Недаром сразу после первой журнальной публикации романа в 1999 году один критик назвал его голографическим реализмом, имея в виду, что каждый кусочек голограммы несет в себе не часть изображения, но все изображение целиком. Правда, долго любоваться на голограммы удовольствие специфическое, не всем доступное. Но Ольга Славникова сама заявляет, что на всех и не рассчитывает.

21 сентября 2005,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация