Новое сектантство

О книге

Свято место, как известно, пусто не бывает. Но, если его слишком долго держать пустым принудительно, в нем заводятся всевозможные призраки. Именно это произошло в духовной жизни СССР в 6080-е годы. Официальный воинствующий атеизм каленым железом выжег религиозное воспитание и церковную практику простых людей, в первую очередь горожан, но при этом не смог запретить им видеть сны о чем-то большем, которые неизбежно посещают всякого человека, когда он удовлетворил свои самые неотложные потребности.

Книга культуролога Михаила Эпштейна описывает как раз эти извивы духа столичных жителей в относительно спокойные годы застоя. Это и вещесвятцы, проповедующие мистическое отношение к повседневным предметам, и современные юродивые дурики, и загадочные стекловидцы, и даже экзальтированные пушкинианцы, объявившие Александра Сергеевича настоящим мессией Христом. Автор освещает столь причудливые верования и культы, что ему мог бы позавидовать Ириней, написавший знаменитую средневековую Книгу против ересей.

Но Эпштейн не ограничивается простой классификацией. Он выдает свою книгу за некое специздание, выпущенное в 1985 году строго для служебного пользования, и поэтому снабжает каждую главу предисловиями, написанными со строго марксистских позиций. А еще приводит подлинную обложку, отзывы тогдашнего тамиздата и даже выдержки из дневников редактора книги несгибаемой атеистки Гибайдулиной, лишь перед смертью начавшей переосмысливать свои убеждения. Словом, всячески подыгрывает постмодернистским постулатам о замене жестких противоположностей автор персонаж и правда вымысел целой иерархией авторов и реальностей. Но, любуясь виртуозными играми разума русско-американского интеллектуала, лучше на забывать: сны разума рождают чудовищ.