Стражи

О книге

Британский детектив традиционно пользуется репутацией психологичного. В отличие, скажем, от американского, построенного на динамичном действии action, или французского, по которому разлито тревожное ожидание suspense. Британский детектив это всегда роман в классическом смысле слова: его отличают постепенная завязка и множество побочных сюжетных линий. А еще весь тот груз культурного наследия, что генетически сидит в менталитете нации Шекспира. В его традиции сводить все перипетии к препарированию человеческой души: психоанализ британцам явно интереснее смакования деталей самого преступления.

Перейдя с легкой руки плодовитой Агаты Кристи в категорию непритязательного чтива, такой роман и сейчас продолжает меняться теперь уже под воздействием глобализации. Новое поколение писателей Соединенного Королевства привносит в чисто английское убийство изрядную долю брутальности раз уж американцы доказали, что она лучше продается. Показательно и то, что лучшим британским детективом года называют творение ирландца.

Кен Бруен считается сегодня одним из самых коммерчески успешных англоязычных авторов. Залог продаваемости его книг динамичное повествование в резко противопоставленном ему неторопливом провинциальном антураже. Джек Тейлор из романа Стражи бывший полицейский. Уволенный за пьянство и непочтительное поведение с начальством и властями, он мечтает бросить все и уехать в Лондон. Пока что Тейлор живет в сонном прибрежном городке Галвэе и диву дается, что там еще происходят какие-то события. Тем более требующие его профессионального вмешательства. В промежутках между запоями Джек подрабатывает частным сыском копит на билет в один конец. В Ирландии нет частных детективов, поясняет Бруен для читателей. Здесь такого не потерпят. Почему-то для них частный детектив почти то же самое, что стукач. Твори что хочешь, но стучать нельзя.

В итоге образ новой мисс Марпл в штанах получается вдвойне трагическим предпенсионного возраста изгой, теперь чужой среди своих (полицейских), а среди чужих (частных охранников) пока не свой. Впрочем, трагична фигура и самого 54-летнего Бруена, поездившего, преподавая английский язык, по Африке, Азии и Латинской Америке. В 28 лет его угораздило попасть в бразильскую тюрьму (в баре, куда зашли пятеро европейцев, он в том числе, вспыхнула перестрелка), откуда он вышел психически и физически покалеченным. Никакого алкоголя и валиума в мире не хватит, чтобы стереть это из памяти, говорит он в интервью.

Конечно, вряд ли героя Стражей можно считать полным альтер эго автора, хотя повествование и ведется в форме дневника. Отчитываясь о переменных успехах своего расследования по делу о череде самоубийств девушек в Галвэе, Джек Тейлор заодно размышляет о прошлом и настоящем. Благо тем для рефлексии хватает: с родителями герой давно в ссоре, женщины бросают, друзья предают, случайные приятели-бомжи умирают, а сам спивающийся детектив дважды попадает в больницу, в том числе и наркологическую. Распутать же дело ему помогают давний знакомый (полуманьяк) и малолетняя подружка Кэти, певица-наркоманка.

Критики поспешили объявить Бруена создателем нового жанра ирландского нуара, психологически насыщенной истории ярости и одиночества; киношники выкупили права на экранизацию. Сам же писатель продолжает публиковать книги о дальнейших расследованиях Джека Тейлора просто чтобы доказать себе, что все еще жив.

Спецпроект

Загружается, подождите ...