Москва
Москва
Петербург

Стражи

u u u u u Мнение редакции

Британский детектив традиционно пользуется репутацией психологичного. В отличие, скажем, от американского, построенного на динамичном действии action, или французского, по которому разлито тревожное ожидание suspense. Британский детектив это всегда роман в классическом смысле слова: его отличают постепенная завязка и множество побочных сюжетных линий. А еще весь тот груз культурного наследия, что генетически сидит в менталитете нации Шекспира. В его традиции сводить все перипетии к препарированию человеческой души: психоанализ британцам явно интереснее смакования деталей самого преступления.

Перейдя с легкой руки плодовитой Агаты Кристи в категорию непритязательного чтива, такой роман и сейчас продолжает меняться теперь уже под воздействием глобализации. Новое поколение писателей Соединенного Королевства привносит в чисто английское убийство изрядную долю брутальности раз уж американцы доказали, что она лучше продается. Показательно и то, что лучшим британским детективом года называют творение ирландца.

Кен Бруен считается сегодня одним из самых коммерчески успешных англоязычных авторов. Залог продаваемости его книг динамичное повествование в резко противопоставленном ему неторопливом провинциальном антураже. Джек Тейлор из романа Стражи бывший полицейский. Уволенный за пьянство и непочтительное поведение с начальством и властями, он мечтает бросить все и уехать в Лондон. Пока что Тейлор живет в сонном прибрежном городке Галвэе и диву дается, что там еще происходят какие-то события. Тем более требующие его профессионального вмешательства. В промежутках между запоями Джек подрабатывает частным сыском копит на билет в один конец. В Ирландии нет частных детективов, поясняет Бруен для читателей. Здесь такого не потерпят. Почему-то для них частный детектив почти то же самое, что стукач. Твори что хочешь, но стучать нельзя.

В итоге образ новой мисс Марпл в штанах получается вдвойне трагическим предпенсионного возраста изгой, теперь чужой среди своих (полицейских), а среди чужих (частных охранников) пока не свой. Впрочем, трагична фигура и самого 54-летнего Бруена, поездившего, преподавая английский язык, по Африке, Азии и Латинской Америке. В 28 лет его угораздило попасть в бразильскую тюрьму (в баре, куда зашли пятеро европейцев, он в том числе, вспыхнула перестрелка), откуда он вышел психически и физически покалеченным. Никакого алкоголя и валиума в мире не хватит, чтобы стереть это из памяти, говорит он в интервью.

Конечно, вряд ли героя Стражей можно считать полным альтер эго автора, хотя повествование и ведется в форме дневника. Отчитываясь о переменных успехах своего расследования по делу о череде самоубийств девушек в Галвэе, Джек Тейлор заодно размышляет о прошлом и настоящем. Благо тем для рефлексии хватает: с родителями герой давно в ссоре, женщины бросают, друзья предают, случайные приятели-бомжи умирают, а сам спивающийся детектив дважды попадает в больницу, в том числе и наркологическую. Распутать же дело ему помогают давний знакомый (полуманьяк) и малолетняя подружка Кэти, певица-наркоманка.

Критики поспешили объявить Бруена создателем нового жанра ирландского нуара, психологически насыщенной истории ярости и одиночества; киношники выкупили права на экранизацию. Сам же писатель продолжает публиковать книги о дальнейших расследованиях Джека Тейлора просто чтобы доказать себе, что все еще жив.

21 сентября 2005,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация