Эрик Булатов "Вот"

О событии

Полноценная ретроспектива крупнейшего русского художника, еще в семидесятых фактически разрушившего советскую власть.

Только выставкой, на которой последовательно показаны этапы творческого развития — от студенческих опытов до самых последних работ, — художник и может по-настоящему войти в большую Историю. Для этого сотрудникам ГТГ в сотрудничестве с Фондом культуры «Екатерина» пришлось проделать огромную и очень дорогостоящую работу, договориться с десятком музеев и множеством коллекционеров по всему миру.

Это очень своевременный проект, потому что Эрик Булатов — живописец действительно исторический. Давным-давно, еще в семидесятых, он фактически разрушил советскую власть. Для этого оказалось достаточно отойти в сторону — и увидеть, что за всеми этими устрашающими и подавляющими сознание лозунгами и идеологическими символами прячется звенящая пустота.

«Знак качества», парящий среди облаков в голубом небе, уже ничего и не обозначает. А поднимающийся из морских пучин герб СССР существует как бы сам по себе, отдельно от мрачной мощи Красной Империи. Эрик Булатов прямо и открыто посмотрел в глаза уставшему тоталитарному монстру. И колосс на глиняных ногах не сразу, но убрался в историческое небытие, поближе к Навуходоносору и Нерону.

Самое главное: Булатов совершенно был не способен к иронии, которой так увлекались наши бравые соцартисты. Сейчас старый диссидентский стеб без переводчика уж не разобрать. Авот строгие и серьезные визуальные формулировки, выведенные Булатовым, оказались едва ли не единственным достоверным свидетельством блеска и нищеты советской империи.

Ее разрушитель, Эрик Булатов, сейчас имеет все шансы стать национальным художником №1. Во-первых, он вполне в духе текущего момента, то есть просвещенный фундаменталист и консерватор. К тому же Булатов никогда ничего не разрушал до основания, но только тщательно и последовательно занимался конфуцианским «исправлением имен». И к тому же он стоически держится за картину, никаких инсталляций из мусора не производил.

С другой стороны, многих весьма устраивает изощренная булатовская игра со знаками и текстами. Начальник отдела новейших течений Третьяковки Андрей Ерофеев даже полагает, что в следующий раз российский президент сможет взять с собой на встречу Большой восьмерки не какие-то там пейзажики, а работы авангардиста и государственника Булатова.