Солнце
О мероприятии
Сборник сценариев каннского лауреата Юрия Арабова. От «Господина оформителя» — к последнему «Солнцу». Арабов — один из наиболее «литературных» сценаристов.
Сборник сценариев каннского лауреата Юрия Арабова. От "Господина оформителя" к последнему "Солнцу". Арабов один из наиболее "литературных" сценаристов. Это отмечает в предисловии и Александр Сокуров, в связке с автором этой книги сделавший свои самые громкие проекты. О совместной работе Сокуров говорит так: "Он пишет сценарий, и я никогда не прошу его вносить какие-то поправки. Его текст всегда завершенная, совершенная вещь. Но сам… уже в процессе создания фильма вношу те поправки, которые нужны визуальному произведению ведь дистанция между кино и литературой огромна". Из этой реплики можно понять, как из тандема "глазастого режиссера" Сокурова, который в кино явно предпочитает драматургии фотографию, и литератора Арабова а если у кого-то и были сомнения в том, что Арабов прежде всего литератор, писатель, они отпадут даже при беглом знакомстве с этим сборником получаются те фильмы-грезы, что прославили обоих. Без четкой литературной основы Сокурову просто было бы не над чем грезить.
Арабов дает Сокурову историю, плавную и законченную, глубокую, как шахта колодца. Режиссер наклоняется над темной водой, задумчиво смотрит, нет-нет бросит камешек. Поплывут круги. Фильмы Сокурова это образы и круги в колодцах Арабова. Формалист в значительной степени по строю языка в любом сценарии, как правило, можно сразу догадаться об общей интонации истории Арабов сильно облегчает задачу интересующимся.
Этот сборник вполне можно читать как беллетристику. Здесь почти не встретишь сценарной беглости, сухости, торопливости. И абсурдистская драма "Оформителя", и спартанская "Мистерия горы" ("Молох") у этого автора все дышит какой-то естественной соразмерностью, будто он не историю пишет, но строит собор, от пропорциональности которого зависит не только эстетическое впечатление, но и сама жизнь тех, кто окажется внутри.