Москва
Москва
Петербург

Виктор и Маргарита Тупицыны

В Москве вышли сразу две книги четы Тупицыных, которая вот уже 30 лет продвигает на Западе русское искусство.

Искусствовед и арт-критик Маргарита Тупицына вместе со своим мужем, философом и математиком Виктором в начале 70-х перебрались в США. Едва обосновавшись на новом месте, супружеская пара развила бурную просветительскую и кураторскую активность: Маргарита организовывала выставки в американских музеях и галереях, а Виктор занимался теоретической работой — беседовал с художниками и другими деятелями искусства и культуры. Этим летом почти одновременно выпустили сборники, посвященные деятельности четы, — обе книги составлены из диалогов и стенограмм традиционных бесед супругов с русскими художниками и дополнены избранными местами из переписки с друзьями.

Первая, бесхитростно озаглавленная "Москва — Нью-Йорк", вышла в формате специального выпуска журнала WAM (World Art Magazine). В ней представлена настоящая сага о том, как Тупицыны пытались интегрировать русское искусство в интернациональный контекст. В отчет о проделанной работе вошли краткие резюме выставок, которые делала Маргарита, а также интересные бытовые подробности (кто с кем развелся или сошелся), тесно связанные с организационными вопросами по подготовке экспозиций и публикаций в разнообразных специализированных СМИ. Но самая занимательная часть WAM'овского тома — высоколобая переписка нью-йоркца Виктора Тупицына и таинственного гуру московского концептуализма Андрея Монастырского. Ее можно рекомендовать всем любителям изысканной эпистолярной философской прозы, которая в эпоху SMS и электронной почты исчезла как класс. Беспредельная заумь здесь сочетается со вполне солдафонскими шуточками и щемящими подробностями общения людей, разделенных Атлантическим океаном и непреодолимыми границами.

Отдельным томом в издательстве "Новое литературное обозрение" вышло "Глазное яблоко раздора" — собрание диалогов Виктора Тупицына с патриархом современного отечественного искусства Ильей Кабаковым, которые они вели на протяжении десятков последних лет. В нынешнюю компиляцию вошли беседы 1995 года (более ранние уже публиковало Ad Marginem). В сравнении нынешних двух книг, кстати, хорошо видна разница между WAM и НЛО — если "Москва — Нью-Йорк" вкусно и богато иллюстрирована, то "Глазное яблоко раздора" сопровождается лишь незначительным количеством мутных черно-белых картинок. Но это не так уж и важно: два умнейших и изощренных человека здесь так тщательно и последовательно рассуждают о художественных материях, что уже одни эти высокие мысли служат украшением издания.

На протяжении многих десятилетий для художников, живших по нашу сторону железного занавеса, эти двое были высшими арбитрами, посланцами великого Запада и вообще едва ли не единственным светом в окошке. Внимательному историку искусств наверняка будет интересно узнать про все бесчисленные склоки и разборки, которые сотрясали диссидентскую и арт-эмигрантскую среду. А простым любителям истории русской культуры будет важно осознать титанический размах усилий, потраченных Виктором и Маргаритой на пропаганду отечественного искусства. Конечно, недоброжелатели скажут, что круг "раскрученных" четой мастеров был до крайности узок и с точностью до знака совпадал со списочным составом московских концептуалистов. Но куратору и критику никто не вправе указывать, с кем и с чем ему работать. Тем более что по прошествии десятилетий с выбором Тупицыных трудно не согласиться.

В. Тупицын, М. Тупицына "Москва — Нью-Йорк" WAM. 2006. №21

В. Тупицын "Глазное яблоко раздора. Беседы с Ильей Кабаковым" НЛО, 2006
26 июля 2006,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация