Москва
Москва
Петербург
q Государственный академический театр имени Е. Вахтангова u u u u u Мнение редакции На карте
24

Улыбнись нам, Господи

Режиссер/Постановщик: Римас Туминас
Актеры: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Владимир Симонов, Алексей Гуськов, Евгений Князев, Юлия Рутберг, Григорий Антипенко
Возрастное ограничение: 16+
Туминас перенес на московскую сцену одну из самых своих знаменитых литовских работ.

Двадцать лет тому назад в Малом театре города Вильнюса режиссер Римас Туминас выпустил премьеру по недавно опубликованным романам уехавшего в Израиль Григория Кановича «Улыбнись нам, Господи» и «Козленок за два гроша».

Спектакль о том, как в начале прошлого века старый каменотес Эфраим, узнав, что его сына судят в Вильно за покушение на губернатора, забивает свой дом в еврейском местечке досками и на телеге друга-водовоза, прихватив  друга-погорельца бакалейщика, отправляется  на суд. Спектакль о пути в неведомое и тревожное будущее, с которого они не сворачивают, даже когда их обворовывают, даже когда на них нападают то волки, то казачьи разъезды, даже когда один из них умирает. Спектакль об исходе, о новом Ноевом ковчеге, в который на сцене превращалась телега, собираемая из всего нажитого скарба оставляемого дома. Спектакль, в только  что вышедшей из империи Литве 94-го года прозвучавший пронзительно и ставший легендой.

Сегодня Туминасу показалось, что эту легенду можно вернуть, и он выпустил ремейк в своем новом театре. В Вахтанговском воспроизведена прежняя сценография Адомаса Яцовскиса, сохранен общий рисунок мизансцен.  Однако ясная притча обрела монументальность, многозначительность. Замечательные актеры не играют ее, а будто миссию несут. Погруженный в себя, отвлекающийся от мыслей о судьбе народа на все волнения пути только в крайнем случае,  каменотес Эфраим в исполнении Сергея Маковецкого — настоящий патриарх, говорящих заповедями: «Куда бы мы ни поехали, куда бы ни шли, мы едем и идем к нашим детям» или «Короткие дороги ведут только в корчму или на кладбище».

Рядом, как шут при Лире, заполошный, говорливый, витальный, мечтающий быть кленом нищий погорелец Авнер Розенталь — Виктор Сухоруков. Вечно заботящийся о хлебе насущном, отвечающий за национальный колорит и житейскую мудрость, Шмуле-Сендер Лазарек — Евгений Князев, и их пронырливый, гуттаперчевый проводник Хлойне-Генех, исполнен с почти цирковой ловкостью Виктором Добронравовым.

Каждый обитатель этого нового ковчега сыгран не столько как конкретный характер, сколько как его библейский прообраз. Путь отца к сыну — лишь повод рассказать о пути народа. А потому вопрос, что стало с сыном каменотеса, в финале уже никто не задает. Важнее намек на грядущий холакост: на въезде в Вильно телегу встречает санитарный кордон, «дизинфицирующий» город от нежеланных гостей. Земли обетованной ковчег не достигает. Да и кто у нас сегодня верит, что такая земля есть.

Елена Груева

Фото Михаила Гутермана

26 февраля 2014

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация