Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Древний Китай: ритуал и музыка

Археологические находки, показ которых напоминает учебник.

Путешествия на Восток не только у художников, но и в сознании сегодняшних туристов, и для них все больше, проходят по особому разряду. Культуры далекие, изящные, несмотря на то, что в недавнем прошлом у наших стран были режимы-побратимы — все же куда меньше нам известные, чем насмотренные на европейских маршрутах. Ну, про обязательные в таких случаях слова о тонкой выделке и философском подтексте можно и не повторять.

Но на этот раз движение идет с Востока в Москву — из Музея провинции Хубэй в городе Ухань в Пушкинский привезли бронзовые предметы (в основном) и вещи из лака (их наперечет, но есть симпатичный олень с настоящими рогами), созданные во времена династий Шан (XVII-XI вв. до н.э.) и Чжоу (XI-III вв. до н.э.). По колоннам и стенам Белого зала неспешно, как отражение воды, бежит «видео»-рябь, негромко звучит музыка. Ну что же, для начала неплохо, думаешь, обходя бяньцин и бяньчжун. Первое — набор каменных пластин-литофонов на фигурных стойках, второе — по такому же принципу собранные небольшие колокола.

Впрочем, основное содержание выставки упаковано в скучноватые витрины с бронзовыми сосудами всех калибров — сосуд типа фоу, типа дуй, типа ли. Звучит как музыка слов, и она хороша, как и посуда с узором то облаков бегущих, то змей ползущих, то в виде «узора грома» (это вроде как квадраты, но вроде как и ставшие спиралью, символизируют они любовное соединение неба с землей во время дождя — и то, что от такого чувства произрастет). Только таблица с классификацией форм, как концевая сноска, находится не рядом, а аж после колоннады.

Показ археологических находок напоминает учебник. Есть вещи, есть экспликации про ритуалы, про технологии, про символику. Про то, например, что в период Шан война была способом, как сказали бы сейчас, поиграть мускулами, и на соседей нападали, чтоб статус утвердить. А в период Чжоу — совсем другое дело — в войне, как нам привычно, рассмотрели способ вести политику — и относиться к ней стали профессионально. Все это есть, но нет атмосферы. Она уходит в слова, когда после главного Белого зала музыка замолкает, пропадает «водная» рябь, а остаются доспехи и сосуды-сосуды-сосуды. И если вы не испытываете специальной страсти к китайскому искусству, вряд ли нынешние «Ритуал и музыка» ее разожгут.

Дарья Курдюкова

Иллюстрация: фигурная стойка с литофонами. Из гробницы правителя царства Цзэн маркиза И. Эпоха Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

30 января 2014
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация