Раймонда

О спектакле

Романтическая история о любви — постановка Петипа в редакции Грегоровича.

«Балетмейстер тщательно избег всяких бьющих на эффект трюков — все в “Раймонде” художественно, осмысленно и красиво», — писала в 1898 году «Петербургская газета», непременно рассказывающая о всех новинках балетной сцены. Эту фразу можно повторить и сейчас — хотя спектакль Мариуса Петипа изрядно «поправлен» Юрием Григоровичем, «осмысленно и красиво» — это все еще про него. Конструкция в позапрошлом веке была придумана так надежно, что любые перестройки ее не разрушили, и « Раймонда» по-прежнему остается одним из лучших балетов в репертуаре Большого. Беда лишь в том, что идет редко — в предыдущий раз в афише стояла полтора года назад — соответственно, к каждому показу надо репетировать заново. Но к этой серии театр должен подготовиться не ленясь — 24 июня будет прямая трансляция балета в европейские кинотеатры, в России же весь спектакль можно будет увидеть в трансляции на YouTube, на фирменном канале Большого (запись будет доступна в течение суток, потом уберут).

Действие балета Мариуса Петипа, поставленного на музыку Александра Глазунова, происходит в неконкретном Средневековье. В сюжете есть замок в Венгрии, где живет благородная девица Раймонда, есть ее жених Жан де Бриен, и есть предводитель сарацинов Абдерахман. Де Бриен торжественно прощается с невестой, отправляясь в Крестовый поход — а в его отсутствие Абдерахман пытается украсть понравившуюся ему девушку. Но герой успевает вернуться — и сарацин погибает от молодецкого меча; весь третий акт играют свадьбу. В этой истории и в позапрошлом веке все было не так просто: после отъезда рыцаря на войну в первом акте героине снится эротический сон, где главным героем является именно Абдерахман; в ХХ же веке артисты и хореографы стали пристальнее вглядываться в отрицательного героя. В раннесоветское время появлялась даже версия, где Абдерахман был борцом за свободу своей страны, а де Бриен злобным колонизатором — но продержалась она недолго. Сейчас в спектакле равновесие — идеальный герой в белом, воплощение чистоты классического танца XIX века, против буйного героя в оранжево-черном — темперамент и азарт века ХХ.