Фортепианные концерты 4 и 5. Артур Схондервурд, молоточковый клавир Johann Fritz Ensemble Cristofori

О альбоме

Игра Схондервурда и Cristofori необыкновенно подробна, слышно все и всех, даже по сравнению с дотошными аутентичными исполнениями. Огромен контраст между сольными фрагментами и tutti с его фантастически красочными аккордами духовых.
Зал, где прошли многие премьеры Бетховена, был шестнадцать метров в длину, семь в ширину и семь в высоту. Его площадь была около ста двадцати квадратных метров, объем около девятисот кубических метров. На сцене помещалось не более двадцати четырех музыкантов, в зале — восемнадцать слушателей. Время отзвука было 1,6 сек. (по современным меркам суховато). Слушатель находился очень близко к оркестру. Сам Бетховен говорил, что его клавирные концерты не терпят больших залов. Естественно, никто не дирижировал, а исполнение вел солист и/или первый скрипач. Игра Схондервурда и Cristofori необыкновенно подробна, слышно все и всех, даже по сравнению с дотошными аутентичными исполнениями. Огромен контраст между сольными фрагментами и tutti с его фантастически красочными аккордами духовых. Плата за это великолепие — искусственная звукорежиссура. Струнные записаны гораздо ближе духовых, рояль нечетко локализован (точнее, занимает почти всю стереопанораму). Но, видимо, только так и можно было достигнуть иллюзии маленького зальчика и дать слушателю чувство вовлеченности в игру. Концерты Бетховена — отрада подписчиков-аристократов — исполнялись при его жизни мало и нерегулярно. В начале 1830х Лист снова стал играть Пятый концерт, но уже на новых инструментах и с большими романтическими оркестрами. В таком виде мы и получили эту музыку.