Макс Эмануэль Ценчич
Time Out

О событии

Концерт хорватского контратенора — одного из лучших певцов в своем поколении.
История музыки долго пыталась придумать замену барочным полубогам — певцам-кастратам, которые царили на оперных сценах Европы почти два века, с середины XVII столетия до первой четверти XIX. Оно и понятно: отзывы очевидцев, слышавших Фаринелли, Карестини, Кафарелли и других суперзвезд галантной эпохи, до сих пор воспламеняют воображение. Вероятно, поэтому новыми суперзвездами музыки барокко, теперь уже на заре XXI века, становятся контратеноры, и хорват Макс Эмануэль Ценчич — в их числе. Никакого насилия над природой; контратеноры — такие же полноценные мужчины, как и их коллеги с более низкими голосами, но пользующиеся самым высоким, фальцетным регистром своего голоса, что позволяет им воспроизводить ноты в том же диапазоне, в котором поет женское контральто или меццо-сопрано.

Ценчича — пожалуй, самого яркого певца в своем поколении — можно запросто попутать с какой-нибудь оперной дивой. Чего он, собственно, и добивается. Голос Ценчича виртуозен и изыскан, он наполняет даже самые большие залы (обычно голоса контратеноров довольно камерного характера), а сам он с удовольствием играет роль барочной суперзвезды, выходя на сцену в блестящих разноцветных пиджаках, в дизайнерских галстуках или бесподобной расцветки шейных платках.

И его можно было бы упрекнуть в популизме и заигрывании с публикой, если бы не тот репертуар, который Ценчич предлагает своим поклонникам. Речь идет не о трех-четырех хитовых ариях Генделя, а о никому не известных операх Леонардо Винчи, Николо Порпоры, Иоганна Адольфа Гассе и других композиторов, чьи имена знакомы исключительно историкам музыки. Ценчич же с легкостью необыкновенной превращает пыльные архивные раритеты в раскрученные шлягеры — и вот уже публика валом валит на четырех с половиной часовую оперу Винчи «Артаксеркс», хотя еще несколько дней назад понятия не имела, кто есть сей автор и зачем он нужен, когда есть горячо любимые Гендель и Вивальди. Для Москвы певец, сопровождать которого будет оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, все же сделает уступку — здесь будут и знакомые имена, и совсем редкие гости: Алессандро Скарлатти и Франческо Бертони. В комплекте с барочной звездой будет венгерский трубач-виртуоз Габор Больдоцки для осуществления еще одной барочной забавы — исполнения бравурных арий, где голос соревнуется в проворности и быстроте с трубой. Должно быть поистине захватывающее зрелище.