Москва
Москва
Петербург

Дом паука

u u u u u Мнение редакции
Полувековой давности роман Пола Боулза о противопоставлении европейского и арабского миров и мировоззрений.

Если бы Пол Боулз (1910-1999) успел при жизни написать автобиографию, она вышла бы у него не менее увлекательной, чем у Казановы или Бенвенуто Челлини. Сын дантиста из Квинса, в 20 лет он входил в парижский круг Гертруды Стайн. Потом вернулся на родину, в Нью-Йорк, и прославился как музыкальный критик и поэт. Затем, в 1947 году, неожиданно снова стал писать прозу и уехал жить в Западную Африку, в марокканский Танжер; те, кто помнят "Чуму" Альбера Камю, действие которой происходит как раз в этом городе примерно в это время, могут представить, что это за веселое и живописное место. Тем не менее Боулз прожил там до конца своей долгой жизни, принимая в своем скромном доме Трумэна Капоте, Гора Видала, Теннесси Уильямса, Алена Гинсберга и Уильяма Берроуза, а на родину выбираясь лишь изредка. Последний раз - в 1995 году, на фестиваль собственной музыки в Линкольн-центре: помимо всего прочего, Боулз был еще и серьезным композитором. Его музыку исполнял Леонард Бернстайн, а Орсон Уэллс использовал ее в спектаклях. Кто из литературных корифеев ХХ века может похвастаться такой универсальностью?

Очередной том затеянного издательством "Колонна" непронумерованного собрания сочинений этого автора состоит не из рассказов, как предыдущие, а из одного большого произведения - романа "Дом паука" 1955 года. Испорченному триллерами читателю в таком заголовке почудится что-то зловещее и остросюжетное. Но писатель имеет в виду стих из 29-й суры Корана: "Те, которые взяли себе помимо Аллаха помощников, подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука, если бы они знали!"

Этот образ вполне естественен для Боулза. Противопоставление европейского и арабского миров и мировоззрений, обозначенное в прославившем его романе 1949 года "Под покровом небес", продолжается и в этой книге. Только на этот раз знакомая коллизия наложилась на острый внешний конфликт - нарастающие волнения в городе Фесе, которые меньше чем через год после выхода книги - в 1956 году - приведут к обретению Марокко независимости от Франции. При этом писатель, хорошо знакомый с марокканцами, их настроениями и предубеждениями, четко понимает, что линия фронта проходит не между чужаками-европейцами и местными мусульманами, а между самими местными жителями. Характерный пример - спор главного героя-подростка, потомственного целителя Амара, с его более старшими и более образованными приятелями. "Когда произносилось слово "независимость", им виделись взводы мусульманских солдат, марширующих по улицам, где все вывески были выведены арабской вязью, мощные фабрики и заводы, высящиеся по всей стране. Амар же представлял объятые пламенем небеса, крылья ангелов-мстителей и картины полного разрушения".

В процесс выбора между светской государственностью и религиозным фундаментализмом на арабском Востоке сейчас включен весь мир - чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор. Так что у недооцененного американского писателя Боулза, прожившего половину ХХ века на Востоке и проникшего в местные тонкости глубже других, в XXI веке есть шанс обрести второе - посмертное - признание.
12 июля 2006,
Дом паука
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация