Ришар Бона (бас-гитара)

О событии

Басист, вокалист, оригинальный артист и признанный джазовый мастер Ришар Бона выступит на закрытии фестиваля "Остров Света".

Басист, вокалист, оригинальный артист и признанный джазовый мастер Ришар Бона не первый раз в Москве — но, похоже, именно сейчас его музыка прозвучит в самом адекватном контексте. Вместе со своим коллективом он выступит на закрытии фестиваля "Остров Света" — пестром многодневном мероприятии, которое проходит в саду "Эрмитаж". Для такого мультиэтнического и многолюдного парада Ришар Бона — самый подходящий участник.

Уроженец неведомой камерунской деревеньки Минта, в последние годы он стал одним из главных джазовых бас-гитаристов: его зовут к себе играть самые смелые и оригинальные музыканты. Например, Майк Стерн; половина его альбома "These Times" — форменный трибьют талантам Ришара-басиста, вокалиста и сочинителя. Вся последняя пластинка певца-эксцентрика Бобби Макферрина прошита упругим и сочным звуком инструмента Бона. На сольных альбомах Ришара гостят Салиф Кейта, Кенни Гарретт и другие известные джаз- и этно-деятели; его вещи — это горьковато-пряная взвесь из привычного нам джаз-рока и многоцветия ритмов Черного континента.

История карьеры Бона одновременно предсказуема и полна случайностей. Вырос в семье артистов — родители играли на народных инструментах, дедушка был сказителем. В пять лет уже пел в церкви, подростком самостоятельно смастерил гитару — почему-то двенадцатиструнную. Но бас он впервые увидел в джаз-клубе, который открыл в городе Дуала один француз — Ришара пригласили туда работать. "Я тогда ничего не знал о джазе, — признается музыкант. — Но за игру там обещали хорошо платить, и я не смог отказаться!" По иронии судьбы, именно этот шкурный интерес определил развитие Бона как уникального мастера — в том клубе он приобщился к импровизационной музыке, научился играть на нескольких инструментах, освоил ноты. Он превозносил великих джазовых музыкантов до небес, но сам оказался не похожим ни на кого.

Широкой публике камерунского самородка в 1992 году представил Джо Завинул (лидер группы Weather Report) на своей пластинке "My People". Идея альбома состояла в том, чтобы представить на нем как можно больше этно-музыкантов из разных стран (включая сибирских горловых певцов) в контексте джаз-рока. Бона в этой сборной оказался самым ярким игроком. И, как выясняется по прошествии времени, самым крепким: слава, успех, шоу-бизнес и даже мода на world music никак на него не повлияли — уж скорее он на них.