Г. Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса

О книге

Исследование жизни и деятельности американского мистика и фантаста-неогота Говарда Лавкрафта (1890-1937).

Американский мистик и фантаст-неогот Говард Лавкрафт (1890-1937), культовый для одних и почти не известный другим, отличался при жизни антиобщественными повадками и настроениями. Чем, похоже, и привлек в 1991 году внимание француза, снискавшего себе затем славу того же рода.

Впрочем, по степени радикальности Уэльбек заметно уступает Лавкрафту — по крайней мере, такому, каким сам его живописует. "Личность Лавкрафта чарует потому, что его система ценностей полностью противоположна нашей. До глубины души расист, откровенный реакционер, он восхваляет пуританские запреты и считает отвратительными "прямые эротические проявления". Решительный противник коммерции, он презирает деньги, считает демократию вздором и прогресс — иллюзией". Достойный объект исследования для критика современного общества потребления, ничего не скажешь. Видя в Лавкрафте "прообраз джентльмена — неболтливого, выдержанного и прекрасно воспитанного", французский мизантроп нашего времени остается верен себе, выражая симпатию тому, в ком человеческого было крайне мало.

Вытаскивая Лавкрафта из литературной тени, Уэльбек, с одной стороны, идет проторенным путем Бодлера и Малларме, благодаря которым Эдгар По стал для Европы предметом обожания и подражания. С другой стороны, это явно на руку и самому Уэльбеку. Ведь по сравнению с лавкрафтовским мрачным пафосом его пессимизм выглядит жизнерадостным юношеским лепетом.