Конструктивизм без берегов

О книге

Собрание довольно пестрых историй о славе и гордости отечественного искусства ХХ века — стиле, до сих пор более популярном за рубежом, чем на своей родине.
Заявленная в названии безбрежность позволяет коснуться и философских трактатов Бердяева, прозрений С. Н. Булгакова, поисков истины Вл. Соловьева. Интересуют формальное сходство и внутренние связи, еще больше — несовпадения целей и результатов, сложные отношения действующих лиц, в число которых автор книги включает не только патентованных конструктивистов, но и едва ли не всех деятелей русского авангарда.

Разворачивая «конструктивизм» иногда неожиданными сторонами, включая в историю массу разнообразной информации, Сидорина испытывает явный недостаток лишь в иллюстрациях, так что значительная часть рассуждений остается умозрительными, слабо подкрепленными визуальными впечатлениями.

Зато доводит свою книгу автор буквально до наших дней, довольно неожиданно завершив рассказ об искусстве начала ХХ века анализом творчества Эрика Булатова. Функциональность и чистота идеи позволяют выйти далеко за рамки привычных представлений об одном из авангардистских течений почти столетней давности, связав его с техническими достижениями, с сочинениями Антона Чехова, Льва Толстого, Андрея Белого. Рассказывая историю, исследуя факты, тексты, идеологии, методы, духовные практики, автор размывает силуэт сюжета до полной неразличимости — так что невозможно понять, существует ли что-либо за пределами конструктивизма.