Москва
Москва
Петербург

Большой фестиваль РНО

Большой фестиваль Российского национального оркестра завершается чествованием Арама Хачатуряна.
Формально ежегодный фестиваль Российского национального оркестра является чередой концертов с яркими программами и еще более яркими именами исполнителей. Но для его создателя Михаила Плетнева случайный набор имен был бы слишком простым и предсказуемым решением: в списке композиторов всегда находится одно особенное, на которое нацелено внимание дирижера и его оркестра. В нынешнем году это Арам Хачатурян, чей отнюдь не круглый юбилей (110 лет со дня рождения) по понятным причинам затерялся в тени громоздких дат его более значимых коллег. В истории отечественной музыки советского периода Хачатурян занимает достойное место, но никогда его музыка не претендовала на международное признание — даже ярчайшие балетные партитуры, написанные для Большого театра, всегда оставались фактом внутренней жизни Страны Советов.

А жаль: по своему мелодическому дару, красочности и богатству музыкального лексикона Хачатурян мог бы претендовать примерно на такое же место в мировой иерархии, как, скажем, его испанские коллеги Хоакин Родриго или Мануэль де Фалья, — спрашивается, чем знойная Испания лучше знойной Армении? В двух фестивальных программах оркестра гордость Армении предстает в достойном контексте. В первой из них (19 сентября) предлагаются две сюиты из балетов «Гаянэ» и «Спартак». Рядом же расположилось перекликающееся со стилем Хачатуряна своим южным колоритом «Болеро» Равеля (беспроигрышный финал программы) и (немного не к месту) Скрипичный концерт Шумана — явно уступка именитой солистке, немецкой скрипачке Изабель Фауст.

Во второй программе (20 сентября) Хачатурян, представленный сюитой из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» (одно из его лучших произведений), вновь встречается с Равелем (вторая сюита из музыки к балету «Дафнис и Хлоя»), а необходимый контраст создает чрезвычайно редко звучащая Концертная фантазия для фортепиано с оркестром Чайковского — красивое, но довольно блеклое и однообразное сочинение, из которого Михаил Плетнев в качестве солиста наверняка сделает весьма привлекательный кунстштюк.

Имен Плетнева и Фауст было бы вполне достаточно, чтобы создать вокруг некруглого юбилея торжественный фон, но к ним прибавляется еще одно — многообещающего и даровитого французского дирижера Алена Альтиноглу, которого с равной пылкостью желают заполучить себе как ведущие симфонические оркестры, так и первостатейные оперные театры. Альтиноглу, сам по второй специальности блестящий пианист, — музыкант всеядный: его одинаково ценят и в Моцарте, и в Шумане, и в Рихарде Штраусе. Теперь еще и в Хачатуряне — в Москву неслучайно позвали именно этого дирижера: его предки — выходцы из Армении, а в случае с музыкой Арама Ильича зов крови играет очень большую роль.
16 августа 2013,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация