Москва
Москва
Петербург

Друзья и возлюбленные

u u u u u Мнение редакции
Автор:
На русском языке вышли малоизвестные произведения автора «Троих в лодке». В рассказах Джерома К. Джерома изображена целая эпоха — в этом и есть их ценность.
Редакторская аннотация нового сборника рассказов Джерома К. Джерома гласит: «Забудьте о “Троих в лодке, не считая собаки”!» Следовать этому призыву трудно, да и, скорее всего, не стоит. Потому что публикация в 1889 году именно этой небольшой повести полностью изменила жизнь ее автора — 30-летнего неудавшегося актера, как сказали бы мы сейчас, перебивающегося журнальным фрилансом.

Приключения на Темзе трех викторианских байдарочников-недотеп мгновенно приобрели репутацию «самой смешной книги на свете», а сам Джером стал востребованным и высокооплачиваемым редактором и писателем. И не замедлил воспользоваться этим своим новым статусом, регулярно выпуская пьесы, повести и сборники рассказов. В том числе те три, из которых составлен нынешний сборник: «Мальвина Бретонская» (1916), «Джон Ингерфилд и другие рассказы» (1894) и «Жилец с четвертого этажа» (1907) — в книге они почему-то расположены именно в таком странном порядке. Но приходится признать, что ни одна из его последующих книг и близко не повторила успех дебютной — разве что велосипедный сиквел «Трое на колесах» (1900). В чем тут дело? Видимо, в том, что в своей самой известной книге Джером К. Джером не просто собирает комедийные положения и рассказы об исторических достопримечательностях, но и с большой симпатией вводит в массовую литературу новых персонажей: не условных аристократов, героев «великосветских» романов, или нечеловечески проницательных сыщиков и отпетых злодеев, героев детективов, а заурядных обывателей. «Тот сорт людей, которых у нас называют “кокни”, но которые дают нам столько прекрасных солдат-волонтеров, а также отличных спортсменов, как ни одно сословие английского королевства», — не вполне о них, но об им подобных писал более знаменитый (и, прямо скажем, более талантливый) ровесник Джерома Артур Конан Дойль в рассказе с характерным названием «Приключения клерка» — появившемся, кстати, вскоре после «Троих в лодке, не считая собаки».

Став же профессиональным писателем, Джером словно спохватывается и начинает писать о том же и о тех же, что и прочие беллетристы его времени, — о проносимых через всю жизнь романтических любовях и верных супругах, о раскаявшихся злодеях и даже о феях. Конечно, и здесь можно встретить прославившие Джерома шутки («Если бы каждая девушка в двадцать прислушалась к себе сорокалетней, институт брака исчез бы»), но в целом эти рассказы оставляют впечатление, прямо противоположное впечатлению от «Троих в лодке». Но по прошествии ста лет рассказы Джерома приобрели ценность старинных дагерротипов. Не важно, кто и как на них изображен, важно, что запечатлена эпоха. И, конечно, не забудьте о «Троих в лодке».
25 июля 2013,
Друзья и возлюбленные
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация