Москва
Москва
Петербург

Унижение

u u u u u Мнение редакции
Автор:
На русский язык перевели роман Филипа Рота «Унижение». В книге актерский талант главного героя со временем пеобразуется в режиссерский, вот только постановкой должна стать его собственная смерть.
«Унижение» написано Филипом Ротом в 2009 году. Предыдущая его книга называлась «Возмущение». А когда-то у него вышел роман под названием «Наплевательство». 80-летний классик американской литературы, лауреат всех самых престижных литературных премий (на его счету международный Букер, три премии Фолкнера, Пулитцеровская премия и международная премия Франца Кафки) и, без дураков, один из самых великих писателей современности любит превращать эмоцию в метафору.

Герой «Унижения», стареющий актер Саймон Экслер, переиграв все главные роли, внезапно утрачивает способность к перевоплощению, ему больше нечего сказать зрителям. После пары громких провалов ему остается только покинуть сцену и покончить с собой. Однако вместо того, чтобы взять хранящееся на чердаке ружье и привести задуманное в исполнение, Экслер ложится в психиатрическую клинику, где его вполне успешно лечат от депрессии: к нему возвращаются сон и аппетит. Но не актерский талант. Актерство проснется позже. И даже не вполне актерство. Некоторые лицедеи с возрастом реализуют себя в другой ипостаси — режиссерской. Именно этим и займется Экслер. Только эксперимент будет разворачиваться не на театральных подмостках, а в реальной жизни: однажды к нему в дверь постучится молодая женщина, дочь его друзей, которую он помнил еще младенцем у материнской груди, — лесбиянка с 17-летним стажем, — и он возьмется научить ее спать с мужчиной. Он будет год лепить свою Галатею, водя ее в модную парикмахерскую и наряжая по собственному вкусу, пока она не уйдет от него и не вернется к прежней жизни. И вот тогда Экслер поймет, что цикл завершен. Рот — не только гениальный, но и очень техничный писатель, у которого ружье непременно выстрелит.

Странно другое: зачем ему вообще понадобился этот роман? Все размышления по поводу немощности, утраты смысла жизни, пронзительности любви старика к молодой женщине он изложил в романе «Призрак уходит» — последнем из его цикла про писателя Натана Цукермана. Там герой — тоже уже старик — гораздо более униженный, чем Экслер: Цукерман перенес операцию на простате, у него недержание мочи и провалы в памяти. Когда-то литературная знаменитость, он ощущает, как с каждым днем перестает быть тем, кем был. И в этом смысле тоненький роман «Унижение» выглядит конспектом «Призрака». Если бы не одно но. «Призрак» — роман исключительно про увядание, и от того очень грустный. «Унижением» же Рот показывает, что даже из немощной старости есть достойный выход. Во всяком случае, для актера: «Самоубийство — это роль, которую вы пишете для себя. Вы осваиваете ее, вживаетесь в нее. Все очень тщательно поставлено: где вас найдут и как… Но сыграть можно только один спектакль». И Экслер его играет. И как ни странно, несмотря на все, финал романа ощущается как оптимистический.
Унижение
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация