Москва
Москва
Петербург

Фестиваль к 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича. Открытие

По случаю 100-летнего юбилея Дмитрия Шостаковича Мстислав Ростропович нарушит свой обет никогда не выступать в Москве.

О том, что на нас неотвратимо, как снежная лавина, движется юбилей главного русского композитора ХХ века, еще весной недвусмысленно напомнил Валерий Гергиев. Тогда все еще справляли 250-ю годовщину рождения зальцбургского гения - а дирижер уже буквально начинил многочисленными симфониями Шостаковича программу своего Пасхального фестиваля. Правда, это была только разминка. Сейчас, по мере приближения к знаменательной дате - 25 сентября, - имя юбиляра будет появляться буквально в каждой афише.

Дирижировать Шостаковича в такой важный день будет Мстислав Ростропович: по этому поводу музыкант даже временно забудет об испорченных отношениях с язвительной столичной критикой, из-за нападок которой он поклялся много лет назад не выступать в Москве. Сразу после выхода маэстро Московская филармония даст старт многонаселенному фестивалю имени Шостаковича; о прочем музыкантском населении нашего города, которое тут же начнет вспахивать благодатную юбилейную почву, можно и не говорить. Хотя на покорение каких-то особых высот даже самым ревностным пропагандистам творчества композитора надеяться не стоит. Он не из тех, на кого публика валит валом; среднестатистический меломан тысячу раз подумает, прежде чем купить билет на монотематические программы, составленные исключительно из шостаковичских опусов.

Интересно, что почувствует наш город, когда всеобщий юбилейный ажиотаж сойдет на нет - усталость или гордость от того, что наконец-то узнал о гении-соотечественнике все? Любое актуальное имя сейчас моментально превращают в бренд - неужели такое произойдет и с Шостаковичем? Трудно представить себе большую бестактность по отношению к виновнику торжеств, который всегда избегал широкой публичности, а громкие заявления предпочитал делать языком нот. Будь композитор жив сейчас, он бы просто испугался такого широкомасштабного празднования. Его музыка, пронизанная болью, безотчетным страхом смерти, еще большим страхом перед бездушием и тупым остервенением толпы, несмотря на свой масштаб, требует гораздо больше трепета и деликатности, чем может быть на запланированных всенародных гуляниях. Тем более что далеко не каждый музыкант сумеет исполнить Шостаковича хорошо - схематичные представления большинства из них сводятся к тому, что сочинения этого автора звучат тем страшней и обличительнее, чем громче и агрессивнее ты их играешь. А напугать Шостаковичем публику - это, типа, святое дело.

Чтобы избежать таких казусов, порекомендуем неискушенным в творчестве юбиляра зрителям пойти - а точнее, прорваться - на концерт Мстислава Ростроповича, одного из немногих музыкантов, которым композитор доверял первые исполнения своих опусов. В компании скрипача Виктора Третьякова и Госоркестра Ростропович представит простую, но очень сильнодействующую программу - Восьмую симфонию и Первый скрипичный концерт.

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация