Фестиваль к 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича. Открытие | Time Out

Фестиваль к 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича. Открытие

Фестиваль к 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича. Открытие

О мероприятии

По случаю 100-летнего юбилея Дмитрия Шостаковича Мстислав Ростропович нарушит свой обет никогда не выступать в Москве.

О том, что на нас неотвратимо, как снежная лавина, движется юбилей главного русского композитора ХХ века, еще весной недвусмысленно напомнил Валерий Гергиев. Тогда все еще справляли 250-ю годовщину рождения зальцбургского гения — а дирижер уже буквально начинил многочисленными симфониями Шостаковича программу своего Пасхального фестиваля. Правда, это была только разминка. Сейчас, по мере приближения к знаменательной дате — 25 сентября, — имя юбиляра будет появляться буквально в каждой афише.

Дирижировать Шостаковича в такой важный день будет Мстислав Ростропович: по этому поводу музыкант даже временно забудет об испорченных отношениях с язвительной столичной критикой, из-за нападок которой он поклялся много лет назад не выступать в Москве. Сразу после выхода маэстро Московская филармония даст старт многонаселенному фестивалю имени Шостаковича; о прочем музыкантском населении нашего города, которое тут же начнет вспахивать благодатную юбилейную почву, можно и не говорить. Хотя на покорение каких-то особых высот даже самым ревностным пропагандистам творчества композитора надеяться не стоит. Он не из тех, на кого публика валит валом; среднестатистический меломан тысячу раз подумает, прежде чем купить билет на монотематические программы, составленные исключительно из шостаковичских опусов.

Интересно, что почувствует наш город, когда всеобщий юбилейный ажиотаж сойдет на нет — усталость или гордость от того, что наконец-то узнал о гении-соотечественнике все? Любое актуальное имя сейчас моментально превращают в бренд — неужели такое произойдет и с Шостаковичем? Трудно представить себе большую бестактность по отношению к виновнику торжеств, который всегда избегал широкой публичности, а громкие заявления предпочитал делать языком нот. Будь композитор жив сейчас, он бы просто испугался такого широкомасштабного празднования. Его музыка, пронизанная болью, безотчетным страхом смерти, еще большим страхом перед бездушием и тупым остервенением толпы, несмотря на свой масштаб, требует гораздо больше трепета и деликатности, чем может быть на запланированных всенародных гуляниях. Тем более что далеко не каждый музыкант сумеет исполнить Шостаковича хорошо — схематичные представления большинства из них сводятся к тому, что сочинения этого автора звучат тем страшней и обличительнее, чем громче и агрессивнее ты их играешь. А напугать Шостаковичем публику — это, типа, святое дело.

Чтобы избежать таких казусов, порекомендуем неискушенным в творчестве юбиляра зрителям пойти — а точнее, прорваться — на концерт Мстислава Ростроповича, одного из немногих музыкантов, которым композитор доверял первые исполнения своих опусов. В компании скрипача Виктора Третьякова и Госоркестра Ростропович представит простую, но очень сильнодействующую программу — Восьмую симфонию и Первый скрипичный концерт.

Билетов не найдено!

Закрыть