Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Реконструкция

Участники: Игорь Мухин, Юрий Лейдерман, Дмитрий Гутов, Никита Алексеев, Валерий Кошляков
История первых свободных выставок, буйных перформансов и акций, свободных от представлений о прибыли новых галерей в Москве 1990-х.

История про времена буйные и темные получилась неожиданно светлой, романтичной и очень разнообразной. Куратор Елена Селина не пыталась воротить былое и ни о чем не печалилась: нашла сохранившееся, восстановила распавшееся, реконструировала пропавшее, показала перформансы на видео. Пусть знаменитый, сделанный из валенок — во имя Бойса — Алексеем Беляевым и Кириллом Преображенским самолетик выглядит довольно печально, зато инсталляция Дмитрия Гутова «Над черной грязью» смотрится так, будто попала в «Риджину» в далеком 1994-м. Мерзнет, индевеет «Орел» Игоря Макаревича и Елены Елагиной, несется вдаль безумная тройка на картине Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, радуются трудящиеся на «Последней демонстрации» Семена Файбисовича, убеждая, что нет ничего случайного, что сохранившееся не зря сохранилось и высоко ценится.

Придуманная в прошлом году выставка попала в тренд — что-нибудь вспомнить с помощью реконструкций пытаются по всему миру, а главным событием Венецианской биеннале стало скрупулезное восстановление выставки, сделанной легендарным Харальдом Зееманом в1969-м. Для России 1990-е — такое же новое начало, каким были для Европы 1960-е, когда эксперименты провоцировал воздух свободы, а не революционные пластические открытия, а о сохранности шедевров заботились меньше всего. И показать потому пытаются не отдельные работы, истории про художников или галереи, а образ времени, поворотный пункт в российской истории искусств.

Пробираться по трем этажам фонда «Екатерина» совсем не то что по темным московским улицам 1990-х. Но эффект получился почти тот же: попадает зритель в слегка подзабытые даже теми, кому полагалось бы помнить, пространства — привычно радующие, заведомо скучные, программно-эстетские. В галереи, от которых сохранились названия, легенды, строчки в каталогах. Иных уж нет, другие изменились достаточно, чтобы считать историю подлежащей не восстановлению, а настоящей реконструкции. Которая вряд ли была бы возможна без отличной памяти куратора и обширного архива современного искусства, недавно приобретенного «Гаражом». Объем работ, сделанных ограниченными силами сотрудников галереи XL и фонда «Екатерина», впечатляет не меньше, чем энтузиазм галеристов и художников, трудившихся в отсутствие рынка и спроса в одном огромном некоммерческом пространстве. И это только начало — в ноябре ожидаются вторая серия проекта, посвященная второй половине 1990-х, и второй том каталога.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация