Реконструкция - Фото №0
Реконструкция - Фото №1
Реконструкция - Фото №2
Реконструкция - Фото №3
Реконструкция - Фото №4
Time Out

О событии

История первых свободных выставок, буйных перформансов и акций, свободных от представлений о прибыли новых галерей в Москве 1990-х.

История про времена буйные и темные получилась неожиданно светлой, романтичной и очень разнообразной. Куратор Елена Селина не пыталась воротить былое и ни о чем не печалилась: нашла сохранившееся, восстановила распавшееся, реконструировала пропавшее, показала перформансы на видео. Пусть знаменитый, сделанный из валенок — во имя Бойса — Алексеем Беляевым и Кириллом Преображенским самолетик выглядит довольно печально, зато инсталляция Дмитрия Гутова «Над черной грязью» смотрится так, будто попала в «Риджину» в далеком 1994-м. Мерзнет, индевеет «Орел» Игоря Макаревича и Елены Елагиной, несется вдаль безумная тройка на картине Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, радуются трудящиеся на «Последней демонстрации» Семена Файбисовича, убеждая, что нет ничего случайного, что сохранившееся не зря сохранилось и высоко ценится.

Придуманная в прошлом году выставка попала в тренд — что-нибудь вспомнить с помощью реконструкций пытаются по всему миру, а главным событием Венецианской биеннале стало скрупулезное восстановление выставки, сделанной легендарным Харальдом Зееманом в1969-м. Для России 1990-е — такое же новое начало, каким были для Европы 1960-е, когда эксперименты провоцировал воздух свободы, а не революционные пластические открытия, а о сохранности шедевров заботились меньше всего. И показать потому пытаются не отдельные работы, истории про художников или галереи, а образ времени, поворотный пункт в российской истории искусств.

Пробираться по трем этажам фонда «Екатерина» совсем не то что по темным московским улицам 1990-х. Но эффект получился почти тот же: попадает зритель в слегка подзабытые даже теми, кому полагалось бы помнить, пространства — привычно радующие, заведомо скучные, программно-эстетские. В галереи, от которых сохранились названия, легенды, строчки в каталогах. Иных уж нет, другие изменились достаточно, чтобы считать историю подлежащей не восстановлению, а настоящей реконструкции. Которая вряд ли была бы возможна без отличной памяти куратора и обширного архива современного искусства, недавно приобретенного «Гаражом». Объем работ, сделанных ограниченными силами сотрудников галереи XL и фонда «Екатерина», впечатляет не меньше, чем энтузиазм галеристов и художников, трудившихся в отсутствие рынка и спроса в одном огромном некоммерческом пространстве. И это только начало — в ноябре ожидаются вторая серия проекта, посвященная второй половине 1990-х, и второй том каталога.