Траумновелле

О книге

Психоаналитическая новелла, ставшая основой фильма Кубрика "С широко закрытыми глазами".

Вольно или невольно читатель этой книги будет непременно следить за теми изменениями, которые внес в сюжет Стэнли Кубрик в своем фильме "С широко закрытыми глазами", снятом на основе этого романа. Действие "Траумновелле" начинается с бала-маскарада. Главные герои — молодые Альбертина и Фридолин после легкого светского флирта делятся друг с другом утаенными любовными переживаниями. Дальше главный герой как будто продолжает маскарадное путешествие в "запретное" и проникает на странный бал некоего тайного общества. Его инкогнито быстро раскрывается, а от расправы спасает вмешательство неизвестной дамы, которая, как становится Фридолину известно позже, расплачивается за это жизнью.

Кубрик вроде бы точно следует канве новеллы Шницлера. Разве что действие перенесено в Америку и происходит в канун Рождества, а "бал распутников" превращен в "черную мессу". Но в этом-то все и дело. У австрийца нет мистики как таковой, а есть лишь темное бессознательное, встреча с которым может быть опасной. А Кубрик и последнюю свою картину снял на излюбленную тему "человек и ничто" — поэтому мистика у него вытеснила психоанализ. Абсолютная тьма в "Широко закрытых глазах" поглощает человека, небытие вторгается в него — это пустота, образовавшаяся на месте Бога. И оптимистический (хотя и двусмысленный) финал фильма обусловлен, прежде всего, сменой жанра: психоаналитический декаданс у Шницлера — голливудская рождественская сказка у Кубрика.