Москва
Москва
Петербург

Класс-концерт Владимира Васильева

Знаменитый танцовщик советских лет предлагает свою версию игры в класс, где «сор», из которого вырастает поэзия балетного спектакля, сам превращен в поэзию — и глаз от этих упражнений не оторвать.
Это очень древний и почтенный жанр — класс-концерт. Господа артисты притворяются, что показывают публике театральное закулисье, — и публика, как правило, верит. Вы садитесь в кресло, раздвигается занавес, а за ним обнаруживается вроде бы не сцена, а балетный класс. То самое место, куда балерины и танцовщики приходят ежедневно к десяти утра, где начинают разминать мышцы, готовить их к дневным репетициям и вечерним спектаклям. Во всех театрах мира класс идет по единым правилам — сначала упражнения у палки, затем «середина» (это термин, впрочем, вполне понятный — артисты более ни за что не держатся), прыжки и вращения. Затем — смена туфель: девушки, прежде занимавшиеся в тапочках, встают на пуанты.

Тщательная ежедневная рутина — не позабыть ни одну мышцу, чтобы она потом не подвела. Вот только из этой рутины уже двести лет хореографы-постановщики сотворяют самые захватывающие спектакли. Все началось в тридцатые годы XIX века, с эпохи романтиков. До того все было просто: танцовщицы числились по ведомству досуга (бывало, наниматели вовсе ничего им не платили — мол, спектакль — это реклама иных их достоинств), и состоятельные балетоманы приходили в класс, просто чтобы выбрать ножки поизящней.

А потом в театр явились французские поэты и начали придумывать легенду балета: миф о надмирных созданиях, что смотрят на грешный мир свысока, приподнимаясь на пуантах. И балетный класс из места откровенной торговли превратился в место, где творится Искусство (непременно с большой буквы). Там, за закрытой дверью (а они таки стали закрываться для чужих, хотя процесс занял почти сотню лет), происходит что-то очень важное — и только счастливчики могут на это взглянуть.

Так комната с зеркалами, где собираются невыспавшиеся мужчины и ненакрашенные женщины, завернутые в самые дикие тряпки (тепло для мышц важнее всего), превращается в святилище, куда вас, так и быть, пустят, если вы купите билет. Понятно, что в спектакле все будет вычищено, на артистах аккуратные костюмы и никто не зевает, отвернувшись от педагога: это игра в класс, а не класс как таковой. Тот «сор», из которого вырастает поэзия балетного спектакля, сам превращен в поэзию — и глаз от этих упражнений не оторвать.

Начинается все с батманов (взмахов ногами) у станка и плие (низких приседаний с развернутыми ногами); к финалу мужчины начинают летать по кругу (жете ан турнан), а женщины шарашить фуэте. У многих хореографов есть свои «Класс-концерты» — отличающиеся комбинацией упражнений, темпом и идеологией (кто-то говорит: «балет — искусство трюков», кто-то — «балет — это постоянные романы в классе», а кто-то — «вот так девушки вырастают в балерин»).

Теперь свою версию предлагает знаменитый танцовщик советских лет Владимир Васильев — и занятно будет узнать, что же он считает главным в этом летучем искусстве.
21 июня 2013,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация