Князь Игорь - Фото №0
Князь Игорь - Фото №1
Князь Игорь - Фото №2

О спектакле

Юрий Любимов сделал из четырехчасового неоконченного сочинения Александра Бородина компактный дайджест.

Ни одна из премьер Большого театра за последние годы не готовилась и не рекламировалась столь долго и обильно, как этот спектакль. Осенью прошлого года театр замер в ожидании — со дня на день должен был появиться 95-летний гуру, но режиссеру нездоровилось. Затем состояние Юрия Любимова стало и вовсе критическим — он впал в кому. Премьеру отменили, вместо «Князя Игоря» в афише возникли спектакли текущего репертуара, солистам, оказавшимся не у дел, срочно раздали в них роли в качестве компенсации.

Любимов тем временем выздоровел, окреп и выразил желание во что бы то ни стало осуществить задуманное — и Большой спешно перекроил планы на начало лета, вновь рекрутировал солистов и опять замер в боевой готовности.

Мэтр приступил к репетициям с таким неукротимым темпераментом, что буквально полетели щепки. Было известно, что режиссер особенно не церемонится с любым музыкальным материалом — но в случае с «Князем Игорем», которого композитор Бородин оставил неоконченным и который представляет собой набор из разрозненных музыкальных фрагментов общей длительностью более четырех часов, Любимов превзошел самые смелые ожидания.

Он, конечно, прав в том, что драматургически опера довольно обрывочна, но все-таки даже в виде ассорти из красивейших арий и ансамблей публика ее любила. Любимов же сделал компактный дайджест на два с хвостиком часа. Солисты — а среди них Паата Бурчуладзе, Елена Заремба, Михаил Казаков, Алексей Долгов — роняли скупые слезы, как и дирижер Василий Синайский: все, что не укладывалось в четко и жестко прописанную режиссером концепцию, решительно выкидывалось.

Не повезло, например, знаменитой арии Кончака, а также дуэту Кончаковны и Владимира Игоревича, где отпрыски двух враждующих семейств сливаются в блаженном экстазе. Зато до зрителя в нетронутом виде дойдут знаменитые «Половецкие пляски» в классической хореографии Касьяна Голейзовского — их прилежно, по многу часов репетируют коллектив миманса и вызванные украсить премьеру солисты балета. Ободряет и то обстоятельство, что редактировать музыкальный материал были приглашены два опытных профессионала — композиторы Павел Карманов и Владимир Мартынов, обладающие нужным тактом и вкусом в отношении музыки русского классика.

Какую историю в результате увидит публика, сказать пока сложно — последние купюры делались режиссером на финальных сценических репетициях, но то, что заскучать почтенная публика не успеет, — факт.