Москва
Москва
Петербург

Игорь Шелковский "Пунктир и линия"

Программу о самых неизвестных знаменитостях 60-80-х в фонде "Эра" начали с большой выставки Игоря Шелковского.

Игоря Шелковского не зря именуют "легендой советского нонконформизма". Именно он сидя в Париже в конце 70-х издавал на русском языке первый (!) цветной (!!) интеллектуальный (!!!) журнал "А-Я", посвященный отечественному авангарду прошлого и андерграунду тогдашнего настоящего. При этом как художник он долгое время оставался в тени своего детища — тем более что по соображениям профессиональной этики никогда не печатал в своем журнале статей о себе. Выставка Шелковского в фонде поддержки визуальных искусств "Эра" открывает новую программу "Прошедшее совершенное", в рамках которой предполагается показывать как раз таких мастеров второй половины ХХ века, чьи имена более известны, чем их реальные работы.

А мастером Шелковский оказался изрядным; всегда работал с чистой формой и чистым пространством, не поддаваясь ни на какие социальные уловки своего времени. Его скульптуры, сделанные из палочек и брусочков, на первый взгляд похожи на технологические каркасы, которые монументалисты изготавливают для того, чтобы глина или гипс лучше держались. Шелковский на этом этапе и останавливается, позволяя взгляду зрителя проникать через объемы, которые в принципе должны быть непрозрачными.

При входе в выставочный зал зрителя встречает милая псина с гордо стоящими ушами и весело болтающимся хвостом, сделанная из простых и незатейливых железных планок. А вот железный живописец энергично шагает с мольбертом, гордо закинув голову вверх. Наверное, это художник-реалист, который собирается нарисовать какой-нибудь красочный букет. Букет тоже есть — он представляет собой конструкцию, сделанную из деревянных реек, выкрашенных красной краской. Для такого стиля есть одно простое и ясное определение — минимализм. Однако американские минималисты стремились к такому качеству отделки своих работ, чтобы ничто не намекало на то, что их делали человеческие руки. А их русский собрат Игорь Шелковский, всегда тщательно добивавшийся идеально построенной композиции, намеренно оставляет поверхность своих скульптур такой, чтобы казалось, будто ее изготовил какой-нибудь неловкий дачник в своих не очень понятных целях. Такой "рукотворный" подход к работе выдерживается от его скульптур 70-х годов вплоть до двухтысячных, когда уже не возникает никакой проблемы с покупкой инструментов, позволяющих довести качество оформления до уровня IKEA.

Вдобавок оказалось, что Шелковский — настоящий классик, к тому же мастерски владеющий и живописью, и графикой. Особенно хороши рисунки обнаженных дам, сделанные одним движением не знающей ошибок руки. А его прозрачные скульптуры запросто можно увеличивать во много раз — чтобы устанавливать на улицах и площадях. Или — уменьшать до размера пепельницы, чтобы потом ставить на письменный стол.
6 июля 2006,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация