Москва
Москва
Петербург

Европа +

Выставку социально неравнодушного мастера Герхарда Рихтера в ГЦСИ поместили в контекст русского концептуализма.

Бежав в 1961 году на Запад мимо недостроенной Берлинской стены, дрезденский художник Герхард Рихтер не стал воинствующим апологетом свободного мира. Одна из самых знаменитых его работ, "Дядя Руди", немедленно вызвала огромный и противоречивый резонанс в обеих Германиях. На огромном холсте красовалась фотография родственника Рихтера в форме офицера вермахта. А большинство немцев не очень любит вспоминать о том, что почти у каждого из них есть добрый дядюшка или дедушка, верно служивший Гитлеру.

Но самой спорной и даже скандальной серией художника стал цикл перерисованных из газет смутных, почти неразличимых портретов молодых людей, в которых внимательный глаз мог опознать Андреаса Баадера и Ульрику Майнхофф, лидеров террористической группировки "Фракция Красной Армии" (Rote Armee Fraktion, RAF). Эти истинные романтики и настоящие патриоты хотели только хорошего - вычистить из родной Германии бывших фашистов, уничтожить наследия ее рейхс-прошлого. Но попали в ловушку "красного" метода - жгли универмаги, похищали и убивали людей.

В этой работе Рихтер пошел дальше простой полемической провокации. Использовав фотографии из прессы, он указал на то, что настоящий террор происходил в реальности массмедиа, на страницах газет и журналов, мусоливших имена и поступки рафовцев. Однако, как и полагается всякому подлинно немецкому мастеру, даже такой острополитический сюжет художник растворил в каком-то метафизическом сумраке. Именно это умение и сделало Герхарда Рихтера ключевым персонажем немецкой и интернациональной арт-сцены и одним из самых дорогих художников нашего времени - в буквальном и переносном смыслах.

Однако для полноценного восприятия его выставки, уже показанной в Петербурге и Калининграде, есть одно серьезное препятствие. Ее составил сам Рихтер, полагающий, что любой зритель должен точно представлять себе все перипетии творческой эволюции мастера. Увы, это он напрасно. Определить стиль, в котором работает художник, невозможно в принципе, а "принимающая сторона" - Государственный центр современного искусства - еще больше усложнила ситуацию. Тотальную полистилистику Рихтера здесь вписали в рамки проекта "Europe +", в котором дополнили немца новой серией остросоциальных работ Бориса Михайлова, двумя изощренными аудиоинсталляциями Владимира Тарасова и знаменитыми "Карточками" московского поэта-концептуалиста Льва Рубинштейна. Все русские участники - художники в высшей степени достойные, но как их произведения соотнесутся с мини-ретроспективой германского классика, зрителю останется только гадать.
13 июля 2006,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация