Сергей Шутов. Контейнеры, пакеты, цистерны, мемории | Арт | Time Out

Сергей Шутов. Контейнеры, пакеты, цистерны, мемории

Выбор Time Out

О выставке

Сотни разнородных предметов на темы раннего советского конструктивистского агитпропа: эротический рисунок Сергея Эйзенштейна, литография Давида Бурлюка и вещи вроде индийского фонарика XIX века.

Известный художник, чуть менее известный коллекционер, Сергей Шутов представляет не собственные произведения, не собранные за долгие годы и достойные отдельных выставок фотографии, живопись, значки, плакаты. Если кое-что из этого добра на выставку проникло, то контрабандой — не по причине своей высокой художественной и культурной ценности, а просто вписавшись в концепцию архива, загадочным образом сложившегося и развивающегося помимо сознательной воли хозяина. Своеобразной черной дыры, втягивающей в себя — кажется, что без разбора, — и хлам, и по-настоящему ценные вещи. Среди прочих сокровищ демонстрируют публике эротический рисунок Сергея Эйзенштейна, литографию Давида Бурлюка, письмо Тимура Новикова. Но большая часть экспозиции посвящена просто удивительным штукам вроде индийского фонарика XIX века или брошки работы Эндрю Логана, приклеенной к вышитой крестиком подушечке.

Сотни разнородных предметов, разместившихся на дюжине стендов, сделанных по проекту Шутова, фантазировавшего на темы раннего советского конструктивистского агитпропа, рассказывают о времени, о своем хозяине — одном из светочей перестроечного искусства, наставлявшем молодых на истинный, раскрепощающий сознание путь. С тех пор прошло много времени, Шутов сделал немало выставок, очень успешно поучаствовал, создав едва ли не лучшую свою работу — «Абак», в Венецианской биеннале, подвел итоги ретроспективой в Музее современного искусства. И вот оказалось, самое главное еще не сказано и не показано: из какого сора возникает искусство, как сохраняется то, что не представляет никакой ценности. Трогательные личные мемории — «карточка покупателя» голодных перестроечных времен, талоны на еду, плакат 1978 года про хиппи, фарфоровый самородок, купленный родителями в год рождения нынешнего своего хозяина, и газеты с сообщениями о космических подвигах (Шутов — известный поклонник полетов подальше от Земли). Все то, что кажется владельцу бесценным, что не поднимается рука выбросить, что может показаться загадкой постороннему.

На то, что выставка — предприятие значительно более серьезное, чем попытка разобраться с собственным архивом, причудами памяти и слегка навести порядок в доме, намекает видео — несмонтированные, необрезанные пленки: бродят посетители по вернисажам начала 1990-х, ведут серьезные переговоры о выставке Тимур Новиков и Сергей Ануфриев, теребит коллег вопросом «Что такое искусство?» Сергей Шутов.

Билетов не найдено!

Закрыть