Москва
Москва
Петербург

Тихару Сиота «Скрещенья»

Никакому пауку в самых сладких снах не снилась паутина, подобная той, что сплели вокруг белых свадебных платьев.

Человек, тем более художник, — все-таки венец творенья. Никакому пауку не снилась подобная паутина — на все пространство Большого Манежа, где места хватало и пехотному полку (в две тысячи человек), и правительственному гаражу, и всесоюзным выставкам с сотнями картин. Невероятных размеров композицию из черных нитей плетут вокруг развешанных под высоким сводом белых «свадебных» платьев — как делали в разных местах, где показывали уже эту работу Тихару Сиоты. Хотя подобных гигантских размеров она, кажется, не достигала ни разу. Впрочем, и Манеж лишь недавно отдали «большому» искусству — масштабным инсталляциям, без которых невозможно представить себе современный художественный процесс. Размер в данном случае имеет значение: разрастаясь в пространстве, захватывая его, черная сеть растягивает ощущение страха и неуверенности, представляясь настоящей альтернативой существующему миру — словно темный лес, притягательный и опасный.

Японская художница, поучившись живописи в Киото, после переезда в Германию занималась у Марины Абрамович и Ребекки Хорн, делала перформансы и инсталляции. Участница множества международных форумов и периодических выставок создает работы одухотворенные, хрупкие и эфемерные, обреченные на короткое существование, вызывающие искреннее восхищение и чувство тревоги. Она часто использует бывшие в употреблении вещи: старые рамы, ношеную обувь — то, что способно отозваться памятью человеческой жизни, теплом тела. Возникающие на границе миров — фантазии и кошмара, памяти и воображения, тела и воздуха, жизни и смерти, — демонстративно искусственные, ее произведения подражают природе. Построенные на постоянном повторении мотива, они сотканы из случайностей. И хоть и кажется иногда, что в вязи нитей, превращающих реальное пространство в диковинное кружевное чудо, смыслы тонут, работы Сиоты полны значений, воспоминаний, переживаний. И платья в них — не просто платья, а символ второй кожи. И нить — не просто нить, а способ связать в единое целое эмоции и мысли, захватить публику, запутать, включить в собственную историю множество других, вытянуть из получившейся редкой ткани бессознательное и неосознанное. Возникает эта ажурная фантастическая сеть буквально на глазах зрителей — плести ее начали 13 апреля, а с 19-го процессом смогут наслаждаться все желающие.

Однажды, в далеком 2009-м, значительно более камерную работу Сиоты уже показывали в Москве. На Третьей биеннале современного искусства в старом еще «Гараже» представили инсталляцию с ее любимым, часто повторяющимся в разных произведениях образом черного «горелого» пианино — навязчивого мотива из детства. Сиота работает с разными материалами, разными цветами. Но только черные шерстяные нити напоминают фактуру сгоревшей, но из последних сил — невероятным напряжением всех связей, не только физических, — сохраняющей форму материи. Очень подходит Манежу с его богатой горючей историей.

В связи с внеплановыми мероприятиями работа выставки с 3 по 13 июня 2013 года приостанавливается.

19 марта 2013,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация