Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Братья

Актеры: Риналь Мухаметов, Иван Фоминов, Роман Шмаков, Виктория Исакова, Яна Иртеньева, Никита Кукушкин
Режиссер/Постановщик: Алексей Мизгирев
Автор: Михаил Дурненков
Участвует в: «Золотая маска»: Конкурс
Брутальная инсценировка фильма «Рокко и его братья» от кинорежиссера Алексея Мизгирева.

Имя главного героя фильма Висконти «Рокко и его братья» убрано из названия поставленного по нему в «Гоголь-центре» спектакля «Братья» не только потому, что драматург Михаил Дурненков перенес место действия из Милана в Москву. И даже не потому, что среди четырех братьев, приехавших из глухомани завоевывать столицу, — Тюхи, Обмылка, Казана и Хоббита — главного нет. Они — стая (имен нет, одни кликухи). А потому, что любовная история, вокруг которой закручен сюжет фильма, — не главная в спектакле режиссера Алексея Мизгирева.

На огороженной металлической сеткой арене для боев без правил, водруженной прямо посреди зала и окруженной зрителями, идет не борьба за выживание, а перерождение родоплеменного сознания в цивилизованное. Младший, а потому самый бесправный из братков, Хоббит (Роман Шмаков) уже на вокзале почувствовал, что оказался в мире, где есть свой закон. Этот-то закон и он и пытается понять весь спектакль, и в финале формулирует.

В родном Семеновске братья жили просто: есть свои, всегда правые, и чужие, которых надо порвать и забрать трофеи. В Москве все — чужие, а трофеи покруче. И они отправляются за добычей. Авторы спектакля убирают из сюжета тему землячества: в фильме братья приезжают с юга и попадают сразу под опеку и законы банд своих земляков. Многие их поступки спровоцированы именно необходимостью блюсти эти неписаные уставы, иначе смерть. В «Гоголь-центре» братьев оставляют один на один с мегаполисом, повышая тем самым личную ответственность за каждый поступок. А к ней-то они оказались не готовы.

Тюха, сыгранный Никитой Кукушкиным со звериной пластикой и животной психикой, — уверен в своем праве сильного. Главным козырем, который ему в жизни выпал, он считает то, что не чувствует боли: ни своей, ни тем более чужой. Он в охотку клюет на легкие деньги за участие в боях без правил. Он презирает Казана как предателя, так как тот ушел в другую семью. А себя за то, что обкрадывает жену брата, презирать не собирается. Он добывает себе женщину Надю (в которой никаких собственных чувств, естественно, не предполагается). За измену он ее «справедливо» карает — избивает, насилует сам и отдает на потеху подельникам. А потом вновь забирает себе, да еще любви требует.

Опустившись на дно, живет за ее счет, как сутенер. И убивает только тогда, когда она признается, что любит другого. И является к братьям: прикройте, мол, свои же… Из внутреннего Семеновска он так никуда и не уехал.

Инфантильный красавчик Обмылок (Риналь Мухаметов) тоже далеко не ушел. Попытался было… Учиться хотел, в Надю влюбился, но… уступил ее Тюхе как старшему, и себя, и ее уговаривая после всех зверств, над нею учиненных: «Это он так сильно любит тебя». А кого она любит, и ему не важно? И ведь чувствует, что Надя дешевым развратом мстит именно ему, будто провоцируя: приди и спаси. Не спасает. А убийцу-брата спасать готов.

Надя, так тонко, жестко, так отважно сыгранная Викторией Исаковой… И так сложно — в тихой хрипотце в микрофон «это же та же я», обращенной к Обмылку после изнасилования — и боль, и обида, и надежда, и любовь… Надя — единственная готова платить по своим счетам.

Нет, не единственная. В финале Хоббит, вызывая ментов, чтобы сдаться всем вместе за все, что Тюха натворил, и понимая, чем для всех братьев в ментуре это может кончиться, осознает новый закон: за все надо быть готовым ответить самому.

12 апреля 2013,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация